Процесс выработки условного рефлекса
Процесс формирования оперантных условных реакций понятен из сказанного выше. За каким-то случайным движением следует награда, и это подкрепление ведет к повторению того же движения со все большей частотой. Выработка классического условного рефлекса происходит иначе. Методика выработки условного рефлекса. Способ выработки классических условных рефлексов, принятый в павловских опытах, состоял в одновременном предъявлении двух стимулов. Один из них ранее не имел никакого отношения к данной реакции. Позднее он становится условным сигналом. Второй одновременно применяемый стимул, который называется безусловным пли подкрепляющим, вызывает совершенно определенную реакцию. После нескольких таких сочетаний условный стимул сам начинает вызывать реакцию, которую можно теперь считать выработанной, или условной. Обычно условный стимул предъявляют одновременно с безусловным или на несколько секунд раньше. Оказалось, однако, что условная связь образуется и в том случае, когда более сильный безусловный стимул предшествует более слабому условному, т.е. возможна и обратная последовательность. Если постепенно увеличивать интервал между безусловным и последующим условным стимулами, то эффект условного сигнала проявится. Чтобы устранить ненужные ориентировочные реакции, вызываемые посторонними внешними раздражениями, опыты с условными рефлексами проводят в специальных звуко- и свето-, непроницаемых камерах Недавно к этому добавили также электрическую экранировку. Экспериментатор сидит у автоматического пульта управления в помещении, смежном с экспериментальной камерой, и отсюда задает параметры стимулов и регистрирует реакции животного (или человека). В последние годы, для изучения условнорефлекторной деятельности в разных нейрофизиологических и психологических лабораториях применяется множество разнообразных экспериментальных установок. Как уже говорилось в начале этой книги, наряду с современными электрофизиологическими методами стимуляции и записи потенциалов действия опыты с обучением относятся к самым плодотворным способам исследования высшей нервной деятельности. Привыкание. В процессе выработки классического условного рефлекса индифферентный слабый стимул сначала вызывает ориентировочный рефлекс, впервые описанный Павловым: животное поворачивается в направлении этого стимула, настораживается и т.п. Такая врожденная исследовательская реакция возникает в ответ на любое неожиданное раздражение и, как известно, связана с функцией ретикулярной формации ствола мозга. При выработке условного рефлекса ориентировочная реакция на условный стимул постепенно исчезает: происходит привыкание; это необходимое условие для появления условно-рефлекторной реакции. В процессе привыкания условный раздражитель сначала становится "нейтральным", а затем в результате его сочетания с более сильным безусловным стимулом образуется временная связь между афферентным (сенсорным) звеном дуги ориентировочного рефлекса и эфферентным (двигательным) звеном сильного безусловного рефлекса. Таким образом, ориентировочный рефлекс относится к ранней фазе выработки условного рефлекса; его появление и угасание предшествуют образованию временной связи между разными мозговыми структурами. Степень прочности. Множество экспериментальных данных указывает на то, что при одновременном возбуждении двух разных групп мозговых нейронов происходит кольцевое распространение возбуждения от одной из них к другой. Таким путем снижаются пороги возбуждения обеих нейронных групп, т.е. происходит облегчение передачи импульсов. Для первой фазы временной связи, без сомнения, характерно рефлекторное облегчение, возникающее между обеими центральными группами нейронов. В результате условный стимул после нескольких сочетаний начнет вызывать условный рефлекс, но этот рефлекс будет еще слабым и может исчезнуть после нескольких проявлений, поскольку он основан только на снижении порога обоих центров вследствие распространения возбуждения. Суммационный рефлекс. Эту раннюю лабильную форму условной реакции Павлов назвал суммационным рефлексом; другие авторы назвали ее сенситизацией. Существует мнение, что низшие животные, главным образом беспозвоночные, способны только к такого рода суммационной реакции, или сенситизации. Автоматизмы. После развития суммационной реакции дальнейшие повторения делают рефлекс весьма прочным, и теперь можно вызвать его даже спустя долгое время (через сутки или больше), а также выработать дифференцировку. На этой стадии реакцию можно считать истинным условным рефлексом. В последние годы были получены данные о том, что существуют особенно прочные условные связи, не исчезающие в течение всей жизни даже без подкрепления. Это выработанные автоматизмы, играющие у разных животных защитную роль. Например, как показал Кнолль (Knoll), если посадить крысу на металлическую пластинку, через которую пропущен электрический ток, она спрыгнет с пластинки; после нескольких таких болевых раздражений крыса будет спрыгивать с металлической пластинки на протяжении всей жизни, даже если больше не будет получать подкрепления, т.е. ударов током. Прочность условных рефлексов варьирует в широких пределах - от слабого суммационного рефлекса до выработанных автоматизмов, сохраняющихся всю жизнь. Степени прочности трудно разграничить, и вряд ли можно найти объективные критерии для такого разграничения.
- Раздел I. Предмет, задачи и методы психофизиологии тема 1. Предмет и задачи психофизиологии
- 1.1. Определение психофизиологии
- 1.2. Проблемы соотношения мозга и психики
- 1.3. Современные представления о соотношении психического и физиологического
- 1.4. Системные основы психофизиологии
- 1.4.1. Функциональная система как физиологическая основа поведения
- См. Анохин «Физиология функциональных систем»
- 1.4.2. Системный подход к проблеме индивидуальности
- 1.4.3. Информационная парадигма
- 1.4.4. Межнейронное взаимодействие и нейронные сети
- 1.4.5. Системный подход к проблеме "мозг — психика"
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Тема 2. Методы психофизиологии
- 2.1. Методы изучения работы головного мозга
- 2.1.1. Электроэнцефалография
- 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
- 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга (ткэам)
- 2.1.4. Компьютерная томография (кт)
- 2.1.5. Нейрональная активность
- 2.1.6. Методы воздействия на мозг
- 2.2. Электрическая активность кожи
- 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
- 2.4. Показатели активности мышечной системы
- 2.5. Показатели активности дыхательной системы
- 2.6. Реакции глаз
- 2.7. Детектор лжи
- 2.8. Выбор методик и показателей
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Раздел II. Психофизиология функциональных состояний и эмоций тема 3. Психофизиология функциональных состояний
- 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
- 3.1.1. Подходы к определению функциональных состояний
- 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
- 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
- 3.2. Психофизиология сна
- 3.2.1. Физиологические особенности сна
- 3.2.2. Теории сна
- 3.3. Психофизиология стресса
- 3.3.1. Условия возникновение стресса
- 3.3.2. Общий адаптационный синдром
- 3.4. Боль и её физиологические механизмы
- 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
- 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
- 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
- 4.1. Психофизиология потребностей
- 4.1.1. Определение и классификация потребностей
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
- 4.3. Психофизиология эмоций
- 4.3.1. Субстрат эмоций
- 4.3.2. Теории эмоций
- 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Раздел III. Психофизиология познавательной сферы тема 5. Психофизиология восприятия
- 5.1. Кодирование информации в нервной системе
- 5.2. Нейронные модели восприятия
- 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
- 5.4. Топографические аспекты восприятия
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Тема 6. Психофизиология внимания
- 6.1. Ориентировочная реакция
- 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
- 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Тема 7. Психофизиология памяти
- 7.1. Классификация видов памяти
- 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
- 7.1.2. Специфические виды памяти
- 7.1.3. Временная организация памяти
- 7.1.4. Механизмы запечатления
- 7.2. Физиологические теории памяти
- 7.3. Биохимические исследования памяти
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Вартанян и.А физиология сенсорных систем
- Глава 3.1. Память
- Адам г. Восприятие, сознание, память
- Часть III. Приобретаемый мозгом опыт: научение и память
- Глава 10. Образование связи между процессами, протекающими в мозгу: научение
- Тип I. Научение путем выработки классического условного рефлекса
- Тип II. Инструментальное (оперантное) научение
- Процесс выработки условного рефлекса
- Структурная организация условных рефлексов
- Негативный аспект научения: торможение
- Заключительные замечания
- Другой аспект пластичности головного мозга: фиксация и хранение информации
- Кратковременная (лабильная) память
- Долговременная память.
- Роуз с. Устройство памяти
- Глава 7. Эволюция памяти
- Истоки поведения
- Одиночные клетки
- Многоклеточные организмы
- "Частные линии" и нервная система
- Привыкание и сенситизация
- Больше мозг - больше и память
- Слизни и другие моллюски
- Решение проблемы у позвоночных
- Глава 8. Молекулы памяти. Зачем нужна биохимия?
- Синтез белка
- Молекулы памяти и артефакты
- Начнем с начала
- Тема 8. Психофизиология речевых процессов
- 8.1. Неречевые формы коммуникации
- 8.2. Речь как система сигналов
- 8.3. Периферические системы обеспечения речи
- 8.4. Мозговые центры речи
- 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
- 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
- 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Вартанян и.А. Физиология сенсорных систем
- Глава 4. Речевая система
- 4.1. Акустические параметры и восприятие речи
- 4.2. Речь как координированная активность речевого тракта
- 4.3. Речь как функция мозга
- 4.4. Контроль результата деятельности речевой системы
- 4.5. Речь и мышление
- 4.6. Сенсорные раздражители, сознание и речь
- Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности
- 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
- 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
- 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
- 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
- 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Айзенк г. Интеллект: новый взгляд
- Понятие и определение интеллекта
- Скорость умственных действий и измерение времени реакции
- Психофизиология и биохимия интеллекта
- Заключение
- Тема 10. Психофизиология двигательной активности
- 10.1. Строение двигательной системы
- 10.2. Классификация движений
- 10.3. Функциональная организация произвольного движения
- 10.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
- 10.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
- 10.6. Нейронная активность
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Тема 11. Сознание как психофизиологический феномен
- 11.1. Психофизиологический подход к определению сознания
- 11.2. Физиологические условия осознания раздражителей
- 11.3. Мозговые центры и сознание
- 11.4. Измененные состояния сознания
- 11.5. Информационный подход к проблеме сознания
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Темы курсовых работ и рефератов
- Иваницкий а.М. И др. Информационные процессы мозга и психической деятельности
- Глава первая. Проблема "мозг и психика" в историческом аспекте. Концептуальная связь между физиологией и психологией
- Глава вторая. Концепция информационного синтеза физических и сигнальных свойств стимула
- Глава третья. Представления психологии о структуре и механизмах восприятия. Теория обнаружения сигнала