Обучение по методу проб и ошибок
Этот способ представляетсобой усложненный инструментальный рефлекс. Использование его в эволюции при отборе различных адаптивных форм поведения весьма сомнительно, так как на адаптацию какой-либо реакции затрачивается много времени.
На совершенствование психической деятельности направлены инстинкты саморазвития: исследовательский, новизны, свободы, имитационный, игровой.
Инстинкт свободы - препятствие служит стимулом поиска ответной реакции. Исследовательский и инстинкт новизны обусловливается потребностью в получении информации о новом предмете, явлении. Игровой инстинкт обеспечивает приобретение новых навыков поведения. Нормальная жизнедеятельность требует притока из окружающей среды не только веществ и энергии, но и информации.
При образовании инструментальных рефлексов и классического условного рефлекса проявляется перцептивное научение.
Перцептивное научение (от лат. per- ceptio - восприятие) - целостное, интегральное отражение отдельных предметов и явлений внешнего мира, возникающее при воздействии раздражителей на рецепторы. Перцепция связана с деятельностью сенсорных систем и двигательной системы Опознание предмета, явления включает память и активное ориентировочно- исследовательское поведение животного. Перцептивное научение представляет собой активный процесс научения, приобретенные изменения реакций на сенсорные стимулы в ходе повторных воздействий их без специального подкрепления.
- Содержание:
- Этология, зоопсихология. Методы этологии.
- Физиологические механизмы функциональной системы поведения.
- 2 Типа поведения
- Врожденные формы поведения Безусловные рефлексы, их характеристика, классификация
- Инстинкты, виды и свойства инстинктов
- Приобретенные формы поведения Формы научения
- Облигатное неассоциативное научение
- Факультативное ассоциативное научение
- Обучение по методу проб и ошибок
- Вероятностное научение
- Научение «инсайт»
- Формы поведения.
- Локомоция.
- Пищевое поведение.
- Гомеостатическое и комфортное поведение.
- Пассивное или активное оборонительное поведение.
- Исследовательское поведение.
- Игровое поведение.
- Подражательное поведение.
- Экстраполяционное поведение.
- Поведение в экстремальных ситуациях.
- Поведение в критических ситуациях.
- Аномальное (ненормальное) поведение.
- Аутопрофилактика и аутосонация как формы поведения животных.
- Половое поведение.
- Родительское поведение (материнское и отцовское).
- Типы социального поведения.
- Стадное поведение.
- Ритуальные формы поведения.