logo search
Лекции по КСЕ

II. Этапы развития биологии:

Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его потребностями - в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.д. Из литературных памятников египтян, Вавилона, индийцев и других народов известно, что древние немало знали о строении растений и животных и применяли эти знания в медицине и сельском хозяйстве.

Историю развития биологии можно разделить на ….. основных периодов:

1-й Период античной натурфилософии (6 (5) век до н.э. – 1 (2) век н.э.)

Алкмеона из Кратоны (5-й век до н.э.) – впервые начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела.

Ксенофан из Колофона (5 —4 века. до н.э.) - по останкам окаменевших морских животных, найденным им вдали от моря во время путешествий по Греции, Сицилии и Южной Италии, сделал заключение, что Земля когда-то была покрыта водой.

Гиппократ (4-й век до н.э.) – собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, заложил основы учения о 4-х жидкостях тела (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в результате разных соотношений которых появляются все животные и формируются разные характеры людей.

Аристотель (3-й век до н.э.) – заложил основы зоологии, систематики животных, общей морфологии и сравнительной анатомии, а также развил идею Платона о связи строения и функций животных с их образом жизни. Придерживался теории самозарождения жизни.

Теофраст (3-й век до н.э.) основоположник ботаники (изучал растения, их строение и размножение)

Герофил (3-й век до н.э.) –описал внутренние органы человека и животных, дал их сравнение, впервые указал на различия между венами и артериями).

Эрасистрат (3-й век до н. э.) достаточно полно для своего времени описал строение и функций тела человека. Он заложил основы теории кровообращения, знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Занимался анатомией сердца, описал его клапаны, ввел различия нервов, описал печень и желчные протоки.

Тит Лукреций Кар (1-й век до н. э.) придерживался идеи естественного развития окружающего мира. Верил в самозарождение живых существ из земли и разлагающихся остатков самих организмов, а бабочек из цветков.

Допускал не только участие мужского и женского начал в воспроизведении, в передаче признаков потомству, а также преобладание признаков одного из полов, где могут появиться даже скрытые признаки дальних прадедов.

Гай Плиний Старший (1-й век н.э.) – античный ботаник, создал первую в мире энциклопедию из 37 томов «Естественная история»

Клаудиус Гален (2-й век н.э.) является выдающимся завершителем древнего периода в естествознании.

Он впервые поставил изучение физиологических процессов и психических явлений на экспериментальную основу, углубил представления о связи между строением и функцией органов, организацией и поведением животных.

Ему принадлежит заслуга создания учения о мускулах, подробного описания мускулов и нервов, центральной и периферической нервной системы.

2-й Период Средневековья – господство Религии:

В Европе (5-15 век н.э.) наука переживала упадок.

Церковь канонизировала и объявила незыблемой истиной сочинения Аристотеля и Галена, во многом исказив их.

Культивировались схоластика (вера в авторитет мудрецов) и теология (богословие).

Утверждалось, что истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и Аристотель), и долг ученых - изучать и комментировать эту истину.

Считалось, что в естествознании все проблемы уже решены учеными древности, поэтому в изучении живой природы нет никакой необходимости.

Библия была объявлена книгой «божественного откровения». Все объяснения явлений природы не должны были противоречить ни Библии, ни сочинениям древних.

Занятие наукой считалось большим грехом, так как людям не дано познать божественную природу.

Церковь жестоко карала всех прогрессивных мыслителей и исследователей, поэтому накопление знаний в эпоху Средневековья шло очень медленно.

В мусульманских странах (9-12 вв. н.э.) расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология и медицина. Благодаря арабам были сохранены тексты философов Древней Греции и Рима, они выступают связующим звеном между Западом и Востоком.

Арабский мир:

- познакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными культурами: гранатовым деревом, финиковой пальмой, хлопком

- они ввели шелководство и начали завозить в Европу сахар

- обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы

- распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды.

3-й Период закладки эмпирических методов познания - Эпоха Возрожденья (15-16 век)

Леонардо Давинчи– как ученый и художник он оставил прекрасные зарисовки и труды по анатомии человека, занимаясь вскрытием трупов, описал строение крыла птицы и особенности их полета, нарисовал многие растения, птиц в полете, открыл явление гомологии.

Парацельс - знаменитый алхимик, врач и оккультист. Он является одним из первых врачей, кто начал применять в лечении химические средства. Ему принадлежит изобретение несколько эффективных лекарств. В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

4-й Период систематизации - создаются сначала искусственные, а затем и естественные системы классификации животных и растений

В 16 веке – происходит накопление сведений о разнообразии растительного и животного мира. Начинается инвентаризация накопленного материала.. В этот период появляются отдельные труды по рыбам, птицам, насекомым и другим группам животных, содержащие не только ценный описательный материал, но и некоторые данные об их организации и образе жизни.

Лейбниц (конец 17 века)- создает «учения о монадах» (Реальный мир состоит из бесчисленных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад. Монады образуют восходящую иерархию и находятся между собой в состоянии вечной гармонии, изначально установленной Богом.)

Шарль Бонне (начало 18 века)- создает Бонне (Bonnet) Шарль (13.3.1720, Женева, — 20.5.1793, там же), швейцарский естествоиспытатель и философ. Бонне (Bonnet) Шарль (13.3.1720, Женева, — 20.5.1793, там же), швейцарский естествоиспытатель и философ. «лестницу существ». (Все живые существа составляют единый, непрерывный ряд в котором должны быть промежуточные формы).

Карл Линней (середина 18 века) - основоположник систематизации (создает искусственные классификации животных и растений. В основу классификации животных положил строение тела и наличие крови, а для растений - особенности строения тычинок и пестиков)

Мише́ль Адансон (конец 18 века) – создает первую естественную классификацию растений, в которой была реализована важнейшая идея: учёт максимально возможного числа признаков.

Жорж Кювье (начало 19 века) - закладывает основы «учения о типах» и создает первую естественную классификацию животных

5-й Период развития эмбриологии

Уильям Гарвей (начало 17 века) - написал первый систематический и законченный трактат по эмбриологии, где доказывал, что животные, как и яйцеродящие, развиваются из яйца. Ему принадлежит известное выражение: «Ornne animal ex ovo» -Все живое из яйца.

Фридрих Вольф (середина 18 века) и Карл Бэр (начало 19 века) – закладывают основы эмбриологии

В эмбриологии развиваются 2 учения:

- преформизм (учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма: овисты и аниманькулисты)

- эпигенез (учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца)

6-й Эволюционный период (18-19 века)

На протяжении тысячелетий господствовало элементарное объяснение, которое состояло в том, что будто бы все виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменялись. Эта концепция получила название креационизма.

Используя рациональные методы, ряд учёных (Ж.Л. Бюффон, во Франции, Э.Дарвин (дед Ч.Дарвина) в Англии, И.В.Гете в Германии, М.В. Ломоносов в России ) пришли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны, а претерпевают эволюцию. Развивается трансформизм (учение об изменчивости организмов под действием окружающей среды).

Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце 18 века благодаря работам выдающегося французского биолога Ж.Б. Ламарка. Он объяснил изменчивость видов влиянием внешней среды (питание, климат) и наследственности.

Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Ч. Дарвином в 19 веке. Он разработал теорию эволюции.

С точки зрения теории эволюции, всё многообразие живой природы является результатом действия наследственности, изменчивости, и естественного отбора.

Эволюция – есть направленный процесс исторического изменения живых организмов.

7-й Молекулярно-генетический период (19 век)

Георг Мендель – основоположник генетики (открыл законы наследственности)

Морган, Вейсман и Меллер – обосновали хромосомную теорию наследственности

8-й Период всеобъемлющего синтеза знаний о фактах, движущих силах и закономерностях в эволюции (20-21 век)

Вывод: В развитии биологии выделяют три основных этапа: 1) систематики (К.Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биологии микромира (Г.Мендель). Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления.