logo search
Виды поведения животных

Локомоция.

Локомоция- перемещение в пространстве- входит как исходная форма жизнедеятельности во все остальные формы индивидуального и общественного поведения животных. Локомоция- это и главный вектор эволюции, поскольку она обеспечивает освоение экологической ниши и все другие формы поведенческой активности. Именно необходимость перемещения животных в поисках готовой органической пищи явилась причиной генеза нервной системы. Структурное совершенствование последней, в свою очередь, усложнило поведенческий репертуар. Существует пять основных типов локомоций: 1) амебовидное движение путем изменения формы тела; 2) при помощи жгутиков и ресничек; 3) волнообразное; 4) реактивное; 5) при помощи конечностей.

Наиболее распространены локомоции при помощи конечностей, обеспечивающие передвижение на воде, под водой, в воздухе, на деревьях, под землей и на поверхности земли. Локомоции на воде и под водой происходят с помощью четырех конечностей (плавание наземных животных), в том числе видоизмененных- ластов (тюлени, моржи, пингвины и др.). Самый совершенным способом является передвижение за счет обтекаемости волнообразно двигающегося тела, снабженного плавниками. Перемещения в воздухе совершаются с помощью крыльев (полет) или перепонок между пальцами конечностей и приспособлений на хвосте (планирование). Локомоции на деревьях совершаются с помощью конечностей, снабженных цепкими когтями (медведь, опоссум), утолщениями или присосками на пальцах (лемуры долгопяты, лягушки квакши), а также хвоста, обвивающегося вокруг ветки (мелкие обезьяны, карликовый муравьед). Некоторые обезьяны способны к брахиации- передвижению при помощи передних конечностей, поочередно закидываемых вперед, тогда как тело висит в воздухе. Среди животных, живущих на поверхности земли, существует много разных типов передвижения: ползание с помощью волнообразных движений тела (змеи), прыжки с помощью двух нижних конечностей (кенгуру, тушканчики), ходьба на двух ногах (пингвины, обезьяны, человек) и четырех конечностях, переставляемых так, что создается устойчивая опора на три конечности (шаг), которая снижается при больших скоростях.