logo search
3

Этнические общности Украины и Молдовы.

Народы Прибалтики

Народы Прибалтики (старые народы (курши, ливы, латгалы, земгалы) сначала, на всякий случай. Затем современные – латыши, литовцы, эстонцы)

Курши (куроны) (латыш. kurši; лит. kuršiai) — западнобалтская народность, жившая на юго-восточном побережье Балтийского моря, на территории Западной Латвии и Западной Литвы, а также на крайнем севере Калининградской области (в древней Скаловии)и участвовавшая в формированиилатышских и литовских народов. Ли́вы (латыш. līvi или lībieši, лив. līvlizt, др.-рус. либь) — финно-угорский народ, в древности населявший территорию современной Латвии до пришествия балтийских племён.

Исторически родной язык ливов — ливский, ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Прибалтике, а также на языковых факультетах ВУЗов. По данным на 2010 год в мире людей, которые могут свободно общаться на ливском языке, приблизительно насчитывается около 10 человек[3]. Лишь одну женщину, Кристину Гризельду, можно назвать полноценным носителем ливского языка.

Самоназвание — Rāndakēļ («прибрежный язык»), Līvõkēļ («язык ливов»), по-русски старое название «ливонский», нем. Livisch.

Ливский язык относится к южной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, ближайший родственный ему язык — эстонский, внутри которого ближе всего к ливскому языку находятся южные говоры. По мнению финских и эстонских исследователей, ливский язык одним из первых выделился из общего прибалтийско-финского языка-основы примерно в первые столетия нашей эры

Традиционным занятием ливов, в отличие от балто-славянских племён, были рыбалка и охота. Существует информация что прибрежные ливы занимались также и своеобразной формой пиратства. В районе Домеснеса ливы разводили костры, привлекая внимание торговых немецких и шведских судов, а затем грабили любопытных купцов и моряков, высадившихся на ливский берег или же застрявших на своих судах на песчаных мелях у Домеснеса. Неслучайномаяк, установленный российскими властями в 1875 г. у Домеснеса получил название Колка (в переводе с ливского — «быстрая смерть»). Неотъемлемой частью ливской культуры являются ливские песни, традиционно исполняемые у берега моря на родном ливском языке. Ливская культура оказала значительное влияние на латышскую; сравн., например, латышские песни дайны.

Земга́лы (древняя форма ziemgaļi, в древнерусских летописях зимђгола, также рус. семигаллы; латыш. zemgaļi; лит.žemgaliai; лат. Semigalli) — один из балтских народов, живших на юге Латвии в Земгалии. Были известны своим продолжительным сопротивлением немецким крестоносцам. До XVI века — балтская народность. Позже земгалы вместе с соседними латгалами, куршами и ливами образовали народ латышей, часть вошла в состав литовскогонарода. Земгальский язык (жемгальский; латыш. zemgaļu valoda, лит. žiemgalių kalba) — язык балтийского племени земгалов. Был распространён вЗемгале (Zemgale, Žiemgala): бассейн рек Муша и Лиелупе (юг Латвии, север Литвы). Были окончательно разбиты Тевтонским орденом в 1289 году, часть бежала в Великое княжество Литовское, часть была переселена в Курземе. В теч. XIV в. Земгалия была заселена окончательно ассимилировавшими земгалов литовцами (конец XIV — начало XV вв.) на юге и латышами (конец XV века) на севере. Оказал решающее влияние на формирование среднелатышского диалекта латышского языка.

Латгалы Латга́лы, также Летгалы или Летты[1] (латыш. latgaļi, letgaļi, leti, лив. lett, эст. läti, в русских источниках XI века лѣтьгола и лотыгола; лат. Lethi, Letthigalli, Letgalli) — восточно-балтское племя, населявшее восток современной Латвии. Занимала центральное положение по отношению к другим народам, расселившись в нижнем течении р. Западная Двина, частично оттеснив, частично ассимилировав автохонное финно-угорское население (ливы, эсты). Долгое время исповедовали язычество.

ЛАТЫШИ, латвиеши (самоназвание, восходит к имени латгалов), народ, основное население Латвии (1390 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (46,8 тыс. человек), ЛитвеЭстонииБелоруссииСШАКанадеАвстралии и др. Общая численность 1540 тыс. человек. Говорят на латышском языке балтской группы индоевропейской семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Литературный язык на основе среднелатышского диалекта. Письменность с конца XVI века на латинской графической основе. Верующие латыши — в основном протестанты (главным образом лютеране), в Латгалии — католики.  Предками латышей были балтские племена, поселившиеся на территории Латвии в 3—2-м тысячелетии до нашей эры. В начале 1-го тысячелетия нашей эры сформировались близкие в культурном отношении этнические образования: на побережье Балтийского моря — курши, севернее реки Даугава — латгалы, в бассейне реки Лиелупе — земгалы, в Юго-Восточной Латвии — селы. В X—XII вв. на землях латгалов возникают первые государственные образования — княжества Талава, Ерсика и Кокнесе. С конца XII века началась немецкая колонизация Латвии, завершившаяся включением её в земли Ливонского ордена и других немецких княжеств. На территории Латвиираспространилось католичество, с первой половины XVI века — протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее — Речи Посполитой. В 1629 западная часть отошла к Швеции.  Традиционные занятия — земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лён) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье — рыболовство. Традиционные ремёсла — обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество. У латышей различных областей — Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре.  Традиционные поселения — однодворки (виенсетас), на востоке — деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом — истаба, хозяйственные постройки — клеть, рига, хлев, баня) в различных районах различно.  Основной тип традиционного жилища — сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Видземе и Курземе — и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920—30-х гг. распространились многокамерные сельские дома типа коттеджей. В конце 1940-х гг. началось переселение латышей с хуторов в посёлки, местонахождение которых в основном совпадало с бывшими волостными центрами.  Традиционный женский костюм — длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки — белые, головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, замужних — белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка — особым браным («цветочным») узором, накидка — богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних — под подбородком; девушки также носили металлические венки, замужние женщины — тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до середины XX века) отличался металлическими поясами, ярко-синими накидками с металлическими украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлические или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на севере — белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Головной убор девушек — красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый. Аугшземский костюм отдельными чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латышских женских рубах) украшалась красной вышивкой, юбка — клетчатая или в светлую полоску, головной убор — полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.  Мужская одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь — сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И мужские и женские рубахи скалывались у ворота металлической пряжкой. Со второй половины XIX века традиционный костюм начал выходить из употребления.  Традиционная пища — мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в основном из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили так называемое молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиционные блюда — похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники — пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (например, на Рождество и Новый год — свиная голова с кислой капустой, на Пасху — яйца и студень), на Иванов день (Лиго) — «янов сыр» из творога.  Традиционные напитки — сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.  Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество.  Наиболее развитые виды прикладного искусства — художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже.  Устное народное творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор — дайны (песни трудовые, сатирические, бытовые, календарные и др.).  Основные музыкальные инструменты — кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Народные песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 

ЛИТОВЦЫ, летувяй (самоназвание), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек),Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек. Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века на латинской графической основе. Верующие — главным образом католики.  Основой формирования литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав литовцев, — собственно литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).  Литовского государства, в мае — Декларацию о государственном суверенитете Литвы.  Основное традиционное занятие литовцев — пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века — картофель). Старинные орудия — двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в XIX веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных — полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных — зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в XVI—XIX вв. сменилось на колодное, а в конце XIX — первой половине XX вв. — на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла — ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.  Древнейший тип поселения — деревня с кучевой планировкой, в XVI веке распространилась уличная планировка, в XIX—XX вв. — однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, — однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши — по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с XVI века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.  К XIX веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре — нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально — единственным очагом в доме), по сторонам — жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома — кухня с сенями, с одной стороны от них — общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой — спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В первой половине XX века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.  Традиционная женская одежда — длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2—3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам — безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда — на твёрдой основе, замужние женщины — полотенчатый убор-намитку. Со второй половины XIX века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда — покрывало-скара, зимой — сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.  Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь литовцев — лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни — сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т. п.  Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца XVIII — начала XIX вв. широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.  В литовской деревне были сильны общинные традиции — помочи (галка), сябровство, посиделки и т. п. До XIII—XIV вв. преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.  В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т. п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора — песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала XX века устраиваются праздники песен, вселитовские — с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки «Эгле — королева ужей»). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.). 

ЭСТОНЦЫ, ээстласед (самоназвание с середины XIX века, до этого чаще — маарахвас, буквально — «народ своей земли»), народ, основное население Эстонии (963 тыс. человек). Живут также в России (46,4 тыс. человек), Швеции (25 тыс. человек), США (25 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек), Австралии (6 тыс. человек) и др. Общая численность 1,1 млн. человек. Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: северный (средне-северный, островной, восточный и западный говоры), южный (мулькский, тартуский и выруский говоры) и северо-восточный прибрежный. Литературный язык на основе северного диалекта, письменность (с XVI века) на основе латинской графики. Верующие — в основном лютеране, широко распространены пиетистские течения (баптисты, адвентисты, гернгутеры). Есть православные, в основном из субэтнической группы сету на юго-Востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области.  Главным занятиями эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые), животноводство (молочный скот, свиньи, овцы). Со второй половины XIX века распространяются товарное производство льна, картофеля, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильная и машиностроение.  Традиционная культура западной и северной Эстонии испытала скандинавское и финское влияние, южная и восточная — балтское и восточно-славянское.  Древнейшие сельские поселения — деревни кучевой и рядовой планировки, на юге — также однодворные и разбросанные поселения. Основное традиционное жилище — жилая рига (рехетуба) — срубная трёхкамерная постройка с высокой соломенной крышей; центральное жилое помещение, отапливаемое по-чёрному (рига), использовалось также для просушки снопов; примыкающие помещения — холодная кладовая-камора (камбер) и гумно (рехеалуне). Другие постройки усадьбы — клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун). В конце XIX века у зажиточных крестьян число камор растёт, в них устраиваются спальни, появляются печи с дымоходом. Иногда жильё строят отдельно, оставляя за ригой только хозяйственное назначение. В XX веке распространяются дома типа коттеджей.  Традиционная женская одежда середины XIX века — рубаха туникообразного покроя (сярк, хаме), полосатая юбка (сеэлик, кёрт), тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию (кампсун) или безрукавка (лийстик). На севере распространена короткая блуза с пышными рукавами (кяйсед). Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор (линик), позднее — полотняный чепец (тану), на севере и западе — убор типа кокошника (поттмютс, кабимютс). Головной убор девушек — венец на твёрдой основе (пярг) или лента. Характерно льняное (ылалиник, каал) или шерстяное покрывало (сыба). Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами — коническими (сыльг) и плоскими (преэс), цепочками с монетами и бусами; особенно обильны нагрудные украшения сету. Женскую одежду сету отличали русские элементы: рубаха-долгорукавка (позднее — так называемого новгородского типа с широкими рукавами) и глухой косоклинный сарафан (рююд, сукман). Головной убор — полотенчатый линик, девушки носили венец русского типа (ваник). Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота (сярк), штаны — длинные или до колен (пюксид), жилет (вест), куртка (ваммус), войлочная шляпа (каап). У сету была распространена русская косоворотка. Верхняя мужская и женская одежда — кафтан, зимой шуба. Обувь — кожаные постолы (пастлад), по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки (киндад), чулки (сукад), носки (сокид).  Основная традиционная пища — ржаной хлеб (лейб), каши (главным образом ячменные), похлёбки, овощи (брюква, репа, капуста, с XIX века — картофель), рыба, простокваша, мясо (солёная и копчёная свинина, баранина, говядина), напитки — квас (кали, таар), пиво (ылу). К праздникам выпекали чистый ржаной или пшеничный хлеб (сепик), готовили колбасы (на юге — кровяные, на севере — «белые», с начинкой из крупы), студень (сюльт, яхелиха). Для юга характерен творожный сыр (сыйр).  Фольклор включает рунические песни, на основе которых составлен национальный эпос «Калевипоэг» (1857—61), песни, сказки. Старинные музыкальные инструменты — каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели, волынки; в XVIII веке распространяется скрипка, в XIX веке образуются духовые оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 проводится первый всеэстонский певческий праздник. Сохраняются некоторые народные обычаи, например празднование Иванова дня с зажиганием костров, песнями, качанием на качелях. Развито прикладное искусство (узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев, обработка кожи, серебра, на западе — резьба и выжигание по дереву и др.).

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ УКРАИНЫ

Лемки  - этнографическая группа украинская . Жили в Украинском Карпатах (по обоим склонам Восточных Бескид ) между реками Саноми Попрад в пределах современной Польши и северо-западнее реки Уж в Закарпатье к реке Попрад в Словакии . Вследствие операции «Висла» 1947 большинство лемков было переселено на территорию УССР, а остальные - на северо-западные земли Польши. Культура