51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
Флагман научного сектора страны - Национальная академия наук, несмотря на серьезные проблемы обеспечения ее эффективной деятельности, продолжает оставаться крупным научным центром мирового значения. В ее состав входят 40 институтов, 3 тематических отдела, 5 научных и инженерных центров, 2 музея, Центральная научная библиотека им. Я. Коласа.
Отсутствие ярко выраженных приоритетных стратегий научной ориентации - возможно самый основной фактор, вызывающий деградацию отечественной науки. Без наличия таких стратегий весьма затруднительно установить надежную связку "академический институт - КБ - производство", которая является своеобразным каркасом трансфера технологий и инновационного процесса в более широком смысле.
Представители науки считают, что производственники мало инициативны в вопросах затребования научных достижений. А производственники, наоборот, ссылаются на свою недостаточную осведомленность о всех возможных прикладных особенностях новаций, которые часто формализованы очень плохо. Они считают, что сами ученые должны инициировать практические схемы реализации своих нововведений.
Весьма мощным потенциалом обладает и отечественная вузовская наука. Научно-техническая деятельность в системе образования осуществляется в 35 высших учебных заведениях и научных учреждениях.
Вузовская наука в целом имеет те же недостатки, что и вся наука в республике. Однако в силу того, что определяющими в этой системе являются все-таки образовательные процессы и научная деятельность относится к разряду "вспомогательных" работ, здесь наблюдаются следующие явления:
- незавершенность большей части научных исследований и как следствие - низкий уровень финансирования, получаемого на договорных началах и в результате практического внедрения своих разработок;
- более низкая оценка научной деятельности по отношению к преподавательской, и недостаточный уровень инициативны сотрудников в при влечении средств, выделяемых на конкурсных условиях на цели решения конкретных научных проблем;
- слабая связь научных подразделений высшей школы с наиболее дееспособными предприятиями республики;
- тенденция к дискриминации и вытеснению штатных научных сотрудников из смешанных научно-преподавательских коллективов в условиях ограниченного финансирования не только научной, но и преподавательской деятельности;
- несовершенство системы управления вузовской наукой в целом по республике, определяемое нечеткой расстановкой приоритетов и слабым уровнем координации и контроля эффективности научных исследований;
- отсутствие концептуальных правительственных установок на совершенствование образовательных процессов за счет их самого тесного взаимодействия с наукой и производством путем создания интегрированных научно-производственно-образовательных комплексов типа "технопарк-технополис".
Отраслевая наука сосредоточена главным образом в научно-исследовательских институтах различной ведомственной принадлежности.
В целом следует обозначить следующие основные проблемы отраслевой науки:
- недостаточно активная инновационная и инвестиционная деятельность предприятий, НИИ и КБ;
- отсутствие современной отраслевой системы обмена и получения научно-технической и маркетинговой информации;
- устаревшие экспериментальная база большинства НИИ и КБ, а также заводская инженерная испытательная база;
- дефицит квалифицированных специалистов, особенно молодого и среднего возраста, связанный с низкой мотивацией труда для их закрепления;
- отставание от мирового уровня в методах и технической базе проектирования и подготовки производства новой продукции, в том числе в области внедрения сквозных САПР (систем автоматизированного проектирования);
- хроническая нехватка оборотных средств в НИИ и КБ;
- несовершенство законодательства, не учитывающего специфику научной деятельности, связанной с проведением опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
В новых условиях всеобщей ориентации на международное разделение труда и конструктивное сотрудничество каждая страна, а вместе с ней и национальная наука должны выбрать для себя наиболее перспективные области удовлетворения общих потребностей, добиваясь там наивысшей эффективности.
Такой консолидации научных и организационных усилий в нашей стране пока не произошло. В результате отечественная наука оказалась существенно оторвана от решения важнейших проблем становления государственности Республики Беларусь, поиска наиболее приемлемых экономических "ниш" в глобальной международной системе разделения труда.
Это обстоятельство повлекло не только спад в республике собственно научной активности, но существенное снижение показателей экономического благополучия, ухудшение социальной комфортности всех научных кадров. Ряд жизненно важных для республики проблем и программ решается без участия большой науки, без участия основных научных школ и структур.
Еще одной существенной проблемой нашей республики является неудовлетворительное географическое распределение ее потенциала.
До настоящего времени не решены важнейшие, вопросы развития науки в регионах. Это:
формирование механизмов управления инновационным развитием регионов и создание соответствующих органов управления;
разработка программ развития регионов, основанных на потребностях реального сектора экономики в оптимальном использовании научно-инновационной сферы;
организация подготовки кадров высшей квалификации для научных организаций и учебных заведений регионов;
развитие маркетинговых систем, учитывающих специфику региональной науки, в том числе создания региональных научно-технических маркетинговых центров.
Проблема повышения эффективности организации научной и научно-инновационной деятельности предполагает в числе решения множества проблем и создание более эффективной системы стимулов, действующих в этой сфере, более ощутимого стимулирования конкретных ученых на создание конкретных продуктов, на их признание в своей области знаний.
Система стимулов должна выделять талантливых людей на всех этапах их продвижения по научной карьере: студентов, склонных к научной деятельности, кандидатов и докторов наук, обладателей академических званий.
Рассматривая разные стороны организации и состояния отечественной науки, необходимо признать, что она не может существовать в отрыве от реальной жизни как инерционное наследие прежней научной империи. Научная деятельность должна рассматриваться в организационном единстве с другими функциями обеспечения жизнедеятельности государства как часть целеустремленной системы, которая стремится достичь положительных результатов.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.