43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
Преемственность научного познания не явл. монотонным, однообразным процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) спокойный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного характера, революционный, приводит к качественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного знания:
Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в соответствии с которой оно представл. собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг м.б. сделан лишь с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов.
Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на первый план выдвинула проблему научных революций, т.е. развитие знания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с появлением принципиально нового знания, сменой методологии научн. мышления.
В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение знаний осущ. быстрее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знаний, но осн. теор-е представления остаются почти неизменными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке именно эти представления. Рев-я в науке предполагает пер-д ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного познания.
Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–возникновение теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Крупные изменения происх. в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит итог предшествующему знанию, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя темп развития науки.
Науч. революции связывают с 1) построением новых фундаментальных теорий; 2) разработкой новых науч. средств и методов; 3) перестройкой оснований научн. знания (смена картина мира, идеалов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы.
Науч. прогресс – движение от простого к сложному, наращение знаний и возможностей их использовать.
Системный характер виден на глобальных науч. револ-ях. Любая науч. револ-я создает объединение, спектр наук. Появляется новая парадигма (Т. Кун). Парадигма – образец объяснения явления на каких-то принципах, средствах объяснения.
Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 противоположных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением чаще «стыковых» дисциплин). На одних этапах преобладает дифф-я (особ. в период возникновения науки или дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке.
Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на собственно фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на частные науки, а внутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции далее продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного знания. Следствием этого стало возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как только биологи углубились в изучение живого, что поняли значение хим-х процессов в клетках, организмах, началось усиленное изучение этих результатов, накопление соответствующих знаний, что привело к возникновению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие увеличения и усложнения знаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубокое изучение явлений, повышение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (потеря связи целого, сужение кругозора, иногда до «проф-го кретинизма»).
Одновременно с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их методов, что хар-но для современной науки.
Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое различных направление науч. познания мира. В соврем. Н. распространено объединение наук для решения крупных з-ч и глоб-х проблем (исследование космоса, эколог-я проблема).
Все теснее взаимодействуют естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.