42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:
теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Проблема – форма теоретич-го знания, содерж-м кот-й явл-ся то, что еще не познано чел-ком, но что нужно познать. Т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и треб-щий ответа. Если ЕСсть проб-ма, то уже исход-е зн-е есть. Проб-ма не есть застывшая форма знания, а проц-с, включ-щий 2 осн-ных мом-та (этапа движ-я позн-я) – ее постановку и решение. Перед тем как пост-ть проб-му, надо ее увидеть, понять, что она есть, сформул-ть четко и ясно ее. Быв-т формул-ка проб-мы более сущест-на, чем ее реш-е.
Гипотеза – форма теоретич-го знания, содержащая предполож-е, сформулир-ное на основе ряда фактов, истин-е знач-е кот-го неопределенно и поэт. треб-тнуждается доказат-в. Всякое гипотетич-е зн-е носит вероятномтный, а не доcтовер-й харак-р и требует проверки, обоснования и доказ-в.
Возник-е гип-зы треб-т условий: 1) гип-за д. соответст-ть установлен-м в науке законам; 2) гип-за д. б. согласована с фактич-м матер-лом, на базе кот-го и для объясн-я кот-го она выдвинута; 3.) гип-за не должна содержать в себе противоречий, кот-е запрещ-ся законами формальной логики; 4) гип-за д. б. простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произв-ных допущ-й; 5) гип-за д. б. приложимой к более широкому классу исслед-х родствен-х объек-в, а не т-ко к тем, для объясн-я кот-х она спец-но была выдвинута; 6) гип-за д. допускать возмож-ть ее подтверждения или опровержения.
3 направ-я развит. науч-й гип-зы: 1) уточнен., конкретизац. Гип-зы в ее собствен-х границах; 2) самоотриц-е гип-зы, выдвиж-е и обоснов-е новой; 3) превращ-е гип-зы как сист. вероятн-го зн-я в теорию, достовер-е зн-е.
Этапы прохожд-я разв-я гип-зы как мет. Науч-но-теорет-го зн-я: 1) поп-ка объяснить изуч-е явл-е на основе изуч-х законов, если не получ-ся, то: 2) выдвиж-е догадки о прич-х, закономер-х, св-вах явл-я – вероятност-й хар-р предполож-я; 3) оценка основат-ти и эффектив-ти выдвин-х предполож-й и отбор наиб-е вероят-го и обоснов-го; 4) разверн-е выдвин-е предполож-е в целую сист. зн-й и дедуктив-е выявл-е след-вий; 5) опыт-я эксперим-ная пров-ка выдвин-х из гип-зы след-й. Рез-тат: гип-за – либо сист. зн-й, либо она отбрас-ся. Подтвержд-е гип-зы – на основе прак-ки.
Виды гип-з: общие (прелполож-е о кик-то общ. закономер-х явл-й), част-е (предполож-е о происхожд-и отдел-х фактов, явл-й, событий), рабочие ( предполож-е на нач-х этапах исслед-й, общая ориентац. иссдед.).
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.