logo
Естественнонаучная и гуманитарная культуры

3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв.

Серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.) разрушили механистическую картину мира. Основой новой картины мира стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика.

Отличия механистической научной картины мира от неклассической естественно-научной картины мира:

а) Теория относительности Эйнштейна стала новой теорией, объединяющей пространство, время и материальные объекты и отрицающая существование центра Вселенной, так как все в мире относительно (ведь выделенных систем отсчета в мире нет, все они равноправны).

б) Квантовая механика выявила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самом фундаменте материи.

в) Новая картина мира объяснила, что Вселенная и материя не могут существовать вне развития, утвердила нестационарность Вселенной и глобальный эволюционизм.

г) Отвергнуто классическое жесткое противопоставление субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься как существующий «сам по себе», но его научное описание оказалось зависимым от определенных условий познания (учет состояния движения систем отсчета при признании постоянства- скорости света; учет способа наблюдения (класса приборов) при определении импульса или координат микрочастицы и проч.).

д) Изменилось представление о научной картины мира, нарисовать истинную единственно верную картину нельзя, так как она является таковой только в данный момент времени.

В рамках неклассической картины мира, произошли мини-революции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др. Так что нынешнее (конца XX в.) естествознание весьма существенно видоизменило свой облик по сравнению с началом века.

Вывод: Научные революции играют важную роль в развитии науки, но и на эволюционном этапе происходят научные открытия, создаются новые теории и методы. Глобальные научные революции предопределили три длительных стадии развития науки, изменив основания фундаментальных наук, определили общие контуры научной картины мира на длительный период, каждой из них соответствует своя научная картина мира. Кроме того, развитие науки ускоряется (период от аристотелевской до ньютоновской революции составил 2 тыс. лет, от ньютоновской до эйнштейновской – 200 лет).