logo
Палеогео / Концепции современного естествознания / Самыгин_ Концепции современного естествознания

7.1.Концепция в.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

Главной научной концепцией естествознания, позволя­ющей ученым правильно понимать законы, управляющие развитием окружающей нас природы, стала естественно-историческая концепция. Только познав, как развивалось то или иное природное явление или объект, каков их ге­незис, можно понять и научно объяснить современность и надежно построить научный прогноз будущего. Достаточ­но назвать две наиболее фундаментальные концепции в ес­тествознании:

В процессе создания концепции биосферы В.И. Вернад­ский приходит к выводу огромного мировоззренческого значения, по существу, определяющему стратегию будуще­го развития естествознания. Он говорит о том, что в совре­менное научное мировоззрение должно войти представле­ние о геохимических функциях живого вещества и чело­вечества как основных геологических сил, определяющих как само существование биосферы, так и формы и вектор ее развития. Концепция биосферы стала точкой отсчета

407

нового этапа развития общего естествознания. Современ­ное общее естествознание — это биосферное естествозна­ние, в основе которого лежит представление о биосферных, то есть геохимических функциях живого вещества и чело­вечества. Без этого представления в настоящее время не­возможен «гармоничный ход научного и философского мышления». Вот главный урок Вернадского нашему поко­лению.

В «Мыслях и набросках» он пишет: «Сознание чело­вечества становится той «силой», тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Это общетеоретическое положение сформулировано в 1920 году. А сейчас оно перешло из об­ласти теории в практику. Например, прежде чем новый технологический процесс получит «путевку в жизнь», он должен пройти экологическую экспертизу.

Одновременно с Вернадским концепцию биосферы раз­вивали французские ученые. Так, само понятие «ноосфера» впервые прозвучало на лекциях 1927/28 учебного года из уст философа и математика, последователя Бергсона, Эду­арда Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Пьер Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Причем, что особенно для нас важно, оба француза строят свою мысль, опираясь на понятие биосферы и живого вещества в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922-1923 годах.

Так, в книге Тейяра де Шардена «Феномен человека» дается своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему: человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности, присуще всей материи, т. е. человек есть сложный, развер­нувшийся «микрокосмос», содержащий в себе все потенции космоса. Это значит, что жизнь и человек, появившиеся на Земле в результате спонтанного зарождения из предбиоло-гических органических соединений (здесь Тейяр находит­ся на принципах материализма), неразрывно связаны с кос­мическими процессами, усложнениями материи. Земная жизнь представляет собой качественно новое проявление этой всеобщей тенденции. И хотя неживая материя кажет­ся нам «мертвой», она лишь «дожизненна», в ней имеет-

408

ся потенция стать живой. Следовательно, жизнь по своей природе космична, так как нить ее таится в самой ткани универсума (Тейяр не случайно употребляет термин «уни­версум»; для него под слоем элементарных частиц, состав­ляющих первичную материю, находится тонкий слой пси­хики). Человек — скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точ­ке Омега — планетарному сознанию, духовному «яйцу мира». Вселенская эволюция идет не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии человека, а в пределах нашей пла­неты. Для нас существенно то, что здесь Тейяр де Шарден обращает внимание на такой парадоксальный факт, что че­ловек до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет современная наука. Более того, наука о Вселенной — космология — обходит­ся без рассмотрения человека; имеющиеся науки о человеке находятся на обочине естествознания «С чисто позитиви­стской точки зрения, человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И сле­дует признать, что в своих изображениях универсума на­ука, действительно, еще не нашла ему места. Физике уда­лось временно очертить мир атома. Биология сумела наве­сти некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология, в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объедине­нии всех этих черт портрет явно не соответствует действи­тельности»10. Поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку неминуемо придем к науке о че­ловеке: постижение человека является ключом к раскры­тию тайн природы.

Американский биолог и космолог К. Саган, анализируя проблему космологических основ возникновения жизни, постулирует существование общей космической закономер­ности: во Вселенной в течение определенного времени (по­рядка нескольких миллионов лет) появление жизни осу­ществляется как непреложное явление космологической эволюции. Частный случай этой закономерности — воз­никновение жизни на нашей планете, вращающейся вок­руг одной из типичных, рядовых звезд Млечного Пути.

409

Следовательно, феномен земной жизни (а нам известна, к сожалению, только она) представляет собой проявление общей космологической эволюции, а земные биологи заня­ты лишь отдельной темой в многообразии, по выражению К. Сагана, «музыки жизни». Условия же появления жиз­ни на Земле определили ее развитие в качество целого, т. е. в виде биосферы, единого монолита живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космоплане-тарными биогеохимическими функциями. Это значит, что эволюция биосферы зависит от совокупности чисто земных и космических явлений.

При рассмотрении проблемы человека существенным является то, что под влиянием человеческой мысли и че­ловеческого труда биосфера переходит в новое состоя­ние — ноосферу. В этом плане необходимо учитывать по­ложение В.И. Вернадского о встроенности человека, его социально-исторического бытия в космопланетарную ор­ганизованность жизни в целом. Именно в этом проявля­ется уникальность феномена человека: единство функ­ционирования в его жизнедеятельности законов приро­ды и общества.

По В.И. Вернадскому, вещество биосферы разнородно по своему физико-химическому составу, а именно:

  1. живое вещество как совокупность живых организмов;

  1. биогенное вещество — непрерывный биогенный поток атомов из живого вещества в косвенное вещество био­ сферы и обратно;

  2. косное вещество (атмосфера, газы, горные породы и пр.);

  3. биокосное вещество, например, почвы, илы, поверхно­ стные воды, сама биосфера, т. е. сложные закономерные косно-живые структуры;

  1. радиоактивное вещество;

  2. рассеянные атомы;

  3. вещество космического происхождения.

Для строения биосферы характерна и геометрическая неоднородность. Эта сфера жизни охватывает поверхност­ные регионы нашей планеты: нижние слои стратосферы, тропосферы, верхнюю часть литосферы из осадочных пород и гидросферу. Такого рода разнородность строения биосфе-

410

ры, непрерывная на протяжении всей истории Земли, рез­ко отличает ее от остальных оболочек планеты.

До открытия биосферы произошло открытие почвы. Учение В.И. Вернадского о биосфере всеми корнями, всей своей сутью связано с учением В.В. Докучаева о почве.

Почву следует воспринимать как самостоятельное есте­ство — историческое тело природы, как единство приповер­хностных природных процессов, связывающих в одно це­лое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и гумусирован-ные их остатки (плодородный перегной).

По мнению Вернадского, количество живого вещества в земной коре есть величина низменная. Тогда жизнь есть такая же вечная часть космоса, как энергия и материя.

Биосфера, по В.И. Вернадскому, — это «организован­ная, определенная оболочка земной коры, сопряженная с жизнью». «Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни».

Биосфера — не просто одна из существующих оболо­чек Земли, подобно литосфере, гидросфере или атмосфере. В.И. Вернадский предельно лаконично указывает на ос­новное отличие — это организованная оболочка. И чтобы понять суть биосферы, нужно понять, как и кем она орга­низована, в чем состоит организованность биосферы. Быть живым — значит быть организованным, отмечал В.И. Вер­надский, и в этом состоит суть понятия биосферы как орга­низованной оболочки Земли. На протяжении миллиарда лет существования биосферы организованность создается и сохраняется деятельностью живого вещества — совокуп­ности всех живых организмов. Форма же деятельности живого, его биогеохимическая работа в биосфере (новое понятие, введенное В.И. Вернадским) заключается в осуще­ствлении необратимых и незамкнутых круговоротов веще­ства и потоков энергии между основными структурными компонентами биосферной целостности: горными порода­ми, природными водами, газами, почвами, растительностью, животными, микроорганизмами. Этот непрекращающийся процесс круговоротного движения составляет один из кра­еугольных камней учения о биосфере и носит название биогеохимической цикличности.

Вся живая оболочка нашей планеты, весь животный, растительный, бактериальный мир, и еще больше — вся

411

среда жизни: суша, реки, озера, океаны — все эти удиви­тельные, уникальные создания природы — биосфера. Ни­чего подобного нет в ближайшем обозримом Космосе. В последнее время вывод о существовании биосферы в «единственном экземпляре» в результате нашего зондиро­вания ближайших окрестностей Земли стал неоспорим. Мысль об уникальности Земли, кроме глубоких и высоких эмоциональных переживаний человека о своем месте в мире, рождает и величайшую тревогу, становится нашей трудной повседневной заботой: нет ничего дороже ее сохранения.

И надо учесть, что создавалось это удивительное пла­нетное образование страшно медленно. Вместе с выводом о «всюдности» жизни Вернадский сделал вывод и о «всег-дашности» жизни, то есть о ее вечности и непрерывности во времени. На это наталкивали его размышления обо всем минеральном богатстве планеты. Оно производно от жизни, поскольку огромное большинство горных пород и полез­ных для нас ископаемых, таких как углеводородное сырье, каменные угли, даже железо, — органического происхож­дения. Отсюда и возник один из его фундаментальных те­зисов о геологической вечности жизни, ее непрерывной ак­тивности.

Уже при его жизни тезис Вернадского о геологической вечности жизни стал подтверждаться практикой развития геологии и палеонтологии. Но особенно бурно стала раз­виваться геология и палеонтология докембрия в последние десятилетия. Буквально на наших глазах величайшее на­учное предвидение стало осуществляться. Практически мы стали фиксировать следы жизни с тех пор, когда появи­лись первые водно-осадочные породы, а это произошло око­ло четырех миллиардов лет назад. Три сопряженных про­цесса и явления имеют одинаковый возраст: образование древнейших осадочных пород Земли; фиксация изотопов углерода биогенной природы в этих породах; нахождение в них же форм бактериевидных организмов. Все эти явле­ния датируются одинаково: 3,6-3,8 миллиарда лет. При этом следует учесть еще и то, что самая примитивная, на наш взгляд, бактерия — в сущности, сложнейшая живая система, сложнейший организм. Для его формирования требуется непредсказуемый отрезок времени.

В результате раскрытия современными методами тезиса Вернадского о геологической вечности жизни мы подошли

412

к величайшей загадке науки наших дней. Кратко ее мож­но сформулировать так: можем ли мы с уверенностью ут­верждать, что же древнее — Земля как планета или жизнь?

Последние добытые наукой факты говорят о том, что в древнейших горных породах возрастом около 4 миллиар­дов лет, то есть почти одновозрастных с самой планетой Земля, встречаются уже сообщества микроорганизмов раз­личных видов и форм. Они и представляли древнюю био­сферу Земли. Следовательно, возраст биосферы приближа­ется к геологическому возрасту Земли как планеты Солнеч­ной системы.

Для Вернадского геологическое время связано с жиз­нью на Земле, с биосферой. Время существования плане­ты — это всего лишь время существования на ней жизни. Жизнь геологически вечна. Возраст планеты неопределим, поскольку в любых структурах начало распада их — это конец формирования под влиянием жизнедеятельности. Выводы парадоксальные. Они противоречили всей тогдаш­ней и сегодняшней научной традициям и находятся в сто­роне от господствующей, как сейчас говорят, научной пара­дигмы. Достаточно взять любой университетский учебник общего землеведения, чтобы увидеть, что они основаны на космологических положениях о последовательном образо­вании Земли как космического тела, затем появлении на ней жизни с последующим образованием биосферы.

Не имеется и не получено поныне ни одного доказатель­ства происхождения вещества живого из неживого. Меж­ду этими двумя состояниями материи нет никаких проме­жуточных ступеней, ведущих от инертного к одушевленно­му состоянию. Их отсутствие в свое время доказывал Ламарк, который даже составлял таблицу противополож­ностей живого и неживого.

Множатся, напротив, доказательства обратной производ-ности структур земной коры от вещества отжившего. Не только горные породы и ископаемые, но и атмосфера планеты (а есть мнение, что и гидросфера) — целиком продукт биосферы, результат жизнедеятельности живот­ных, растений, бактерий. Через так называемые биогеохи­мические циклы круговорота химических элементов в зем­ной коре, подстегиваемого живыми организмами, запуска­ется в действие вся машина геологических событий в земной коре.

413

Рассмотренная под таким углом зрения живая приро­да — как причина природы неживой, как могучий геоло­гический агент, создавший систему биосферы, — заставля­ет нас обратиться в поисках такого ее характера уже к неземным причинам самой жизни в буквальном смыс­ле — к космическому ее статусу. Раз она возникла не в результате эволюции земной коры, а наоборот, эта эволю­ция есть лишь воздействие самой жизни, значит, источник ее надо искать за пределами Земли. «Мы знаем — и зна­ем научно, — что космос без материи и без энергии не может существовать. Но достаточно ли материи и энер­гии — без проявления жизни — для построения Космо­са, той Вселенной, которая доступна человеческому разу­му, то есть научнопострояема?» — задавал Вернадский ри­торический вопрос в своей публичной лекции «Начало и вечность жизни», прочитанной им в клубе писателей и ученых в Петрограде в 1919 году.

В самой проблеме возникновения жизни В.И. Вернад­ский различил три возможных варианта: «Мы должны в этом возникновении живого из мертвого отличить два яв­ления: с одной стороны, возникновение живого организма из таких мертвых тел природы — камней, скал, воды, га­зов, земли, которые никогда живыми не были. Это будет абиогенез — зарождение вне животного или археогенез — изначальное зарождение. С другой стороны, мы должны различать зарождение из умершего или умирающего живо­го организма, возникновение новых организмов при гние­нии и разложении старых — гетерогенез — разнородное зарождение. Наконец, должны различать третье явле­ние — биогенез — зарождение из живого подобно тому, как мы это видим кругом, когда человек и другие организмы родятся от других живых, к тому же себе подобных» (вы­делено Вернадским. — Авт.).

До сих пор в школьном учебнике биологии излагает­ся гипотеза академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле путем небиологического возникновения органических веществ из неорганических молекул. Эта гипотеза нашла частичное подтверждение в 1953 году, ког­да американский ученый Л.С. Миллер экспериментально доказал возможность небиологического синтеза органичес­ких соединений из неорганического. Пропуская электричес­кий разряд через смесь СО2 и Н2О, он получил набор из

414

нескольких аминокислот. Однако живая молекула состо­ит из очень сложной спирали аминокислот, расположенных в строго определенной последовательности. Можно, конеч­но, себе представить, как электрические разряды непрерыв­но обрушивались на «первичный океан», и в результате од­ного из них случайно возникла нужная комбинация ами­нокислот. Но, по подсчетам известного американского ученого Дж. Хилдена, для этого необходимо перепробовать 10600 000 комбинаций, одна из которых окажется именно той, от которой произошла жизнь. Это невероятно большое чис­ло: после единицы надо написать 600 000 нулей. На каж­дую из таких комбинаций требуется определенное время. Если все будет происходить очень быстро (по миллиону комбинаций в каждую секунду времени), то на перебор всех возможных комбинаций уйдет не менее 100 миллиардов лет. Мы уже говорили о том, что Вселенная после Большо­го взрыва существует всего 15-20 млрд. лет. Так что вре­мени на перебор этих комбинаций «методом тыка» просто не было. Значит, следует предположить, что жизнь и ДНК возникли не случайно, а путем целенаправленного дей­ствия, некоей неведомой и могучей силы или субстанции.

Один американский математик, высчитывая вероят­ность случайного возникновения жизни, привел такой при­мер. Представьте себе, что взорвали большую типогра­фию, — все шрифты взлетели на километровую высоту. Так вот, вероятность случайного возникновения живого равна вероятности того, что при падении эти буквочки сло­жатся в текст 46 томов Британской энциклопедии.

Биогенез В.И. Вернадский, вслед за древними авторами, считал величайшей тайной природы, ее загадкой и в то же время основным свойством живого. («Живое из живого» Вернадский называл «принципом Реди». Имя итальян­ского ученого XVII века Франческо Реди принадлежит к числу постоянно встречающихся в биолого-географических трудах Вернадского). К представлениям об абиогенезе (ар-хеогенезе) и гетерогенезе Вернадский относился определен­но отрицательно, справедливо подчеркивая, что накопив­шийся в естествознании огромный фактический материал с несомненностью доказывает происхождениях всех совре­менных живых организмов путем биогенеза.

Дальнейший ход его рассуждений таков: «Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную

415

форму зарождения живого, неизбежно приходится допус­тить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблю­даем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен космос, и пере­давалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры до на­ших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли, верно и для всей Вселенной».

Итак, в безначальном Космосе столь же безначальны­ми (вечными) являются четыре его компонента: материя, энергия, эфир и жизнь. Но вечный Космос наполнен брен­ным — естественными телами.

Каким же способом жизнь объявилась на Земле?

Вернадский резюмирует свои рассуждения следующим образом: «Для нас гипотеза Случая является столь же сто­ящей в стороне от области научных исканий, как и гипо­теза специального божественного акта творения...

...Остаются три возможности: 1) жизнь создалась на Земле при космических стадиях ее истории в условиях, не повторявшихся в позднейшие геологические эпохи; 2) жизнь была на Земле и в космические эпохи ее было­го, она извечна; 3) жизнь, извечная во Вселенной, явилась новой на Земле, ее зародыши приносились в нее извне по­стоянно, но укрепились на Земле лишь тогда, когда на Зем­ле оказались благоприятные для этого возможности».

В.И. Вернадский принял для себя третий вариант — космический перенос латентных форм жизни, ибо «жизнь есть явление космическое, а не специально земное»; он писал о космическом живом веществе. В.И. Вернадский считал, что живое вещество в принципе не могло возник­нуть из той материи, которая была им охарактеризована как материя «косная». Согласно развиваемой Вернадским концепции, жизнь во Вселенной вечна, так же как и сама Вселенная. Важным моментом в этой теории оказывает­ся привнесение на Землю живого вещества из глубин кос­моса. Но этот источник был привнесен не в молекулярном плане (не как совокупность живых молекул), а в форме постоянно действующих во Вселенной биологических по­лей. Функционирование этих полей таково, что живые молекулы формируются везде, где имеются для этого необходимые условия. В последнее время появились дока-

416

зательства реального существования этого всепроникающе­го биологического поля.

Авторитетный научный журнал «Нейчур» опубликовал сообщение, которое буквально потрясло научный мир. Уче­ные брали антитела и в виде раствора прибавляли их к живым клеткам крови. Конечно, эти клетки дегранулиро-вали (деструктуировались) и погибали. Затем начинали растворять эти антитела водой и вновь добавляли к клет­кам крови. Клетки вновь распадались. Но по логике дол­жен быть найден предел, после чего антитела перестают действовать, т. е. их концентрация становится очень сла­бой. Но не тут-то было! Исследователи довели растворе­ние до невероятной концентрации — 10120 (для сравне­ния: во всей Вселенной количество элементарных частиц не более 1070), но даже в такой концентрации сыворотки действовали. В растворе заведомо не существовало ни одной молекулы активного вещества, но дегрануляция продолжалась. Как же переносилась информация, если даже не было следов материального носителя этой инфор­мации? Значит, в результате опыта было установлено, что биологическая информация может передаваться не только при помощи молекул, а принципиально иным путем. Этот неучтенный агент является переносчиком биологическо­го поля.

Широко известны слова В.И. Вернадского: «Твари Земли являются созданием сложного космического про­цесса и закономерной частью стройного геокосмического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности». В.И. Вернадский писал о существовании «определенного направления в эволюционном процессе, неизменно на всем его протяжении, в течение всего геологического времени. Взятая в целом палеонтологическая летопись имеет харак­тер не хаотического изменения, идущего то в ту, то в дру­гую сторону, а явления, определенно развивающегося все время в одну и ту же сторону, в направлении усиления со­знания, мысли и создания форм, все больше усиливающих влияние жизни на окружающую среду».

С самого начала своего возникновения земная биосфе­ра представляла собой область земной коры, в которой энергия космических излучений трансформировалась в та­кие виды земной энергии, как электрическая, химическая, механическая, тепловая и т. д. В.И. Вернадский пишет

14. Зак 671 417

так: «Благодаря этому история биосферы резко отлична от истории других частей планеты, и ее значение в планетном механизме совершенно исключительное. Она в такой же, если не в большей, степени есть создание Солнца, как и выявление процессов Земли»11.

Автоматическое регулирование биосферы, обусловленное единством порядка и хаоса, объясняет и происхождение жизни, ибо существование хаоса и регулярного, циклического движения играет роль в образовании биологических струк­тур. Ведь хаотическое поведение является типичным свой­ством многих систем (природных и технических), оно за­фиксировано в периодически повторяющихся стимуляци­ях клеток сердца, в химических реакциях, при возник­новении турбулентности в жидкостях и газах, в электри­ческих цепях и других нелинейных динамических систе­мах, оно проявляется в диссипативных структурах, как их назвал И. Пригожин. Диссипативные структуры обладают следующими признаками, без которых невозможна самоор­ганизация системы: они открытые, необратимые и нелиней­ные. В процессе возникновения земной жизни основную роль сыграли самоорганизующиеся системы — результат их специфического отбора на пути длительной эволюции и есть жизнь. Природа «изобрела» не только принцип про­граммного регулирования по разомкнутому циклу, но и принцип автоматического управления в замкнутом цикле с обратной связью в живых системах. Таким образом, ки­бернетический подход также выявляет космопланетарный характер земной биосферы.

Космические излучения, генерируемые ядром Галактики, нейтронными звездами, ближайшими звездными системами, Солнцем и планетами, пронизывают биосферу, проникают во всю ее и все в ней. В этом потоке разнообразных излу­чений основное место принадлежит солнечному излучению, которое обусловливает существенные черты функциониро­вания механизма биосферы, космопланетарного по своему существу. В.И. Вернадский пишет об этом следующее: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, про­низана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений; она составляет пла­нетный механизм, превращающий их в новые разнообраз­ные формы земной свободной энергии, которая в корне ме­няет историю и судьбу нашей планеты». И если ультрафи-

418

олетовые и инфракрасные лучи Солнца косвенно влияют на химические процессы биосферы, то химическая энергия в ее действенной формы получается из энергии солнечных лучей при помощи живого вещества — совокупности жи­вых организмов, выступающих в качестве преобразователей энергии. Это значит, что земная жизнь отнюдь не является чем-то случайным, она входит в космопланетарный ме­ханизм биосферы.

Данные, которыми располагает современная наука, сви­детельствуют, что живое вещество только в том случае прогрессивно развивается, если оно своей жизнедеятельно­стью увеличивает упорядоченность среды своего обитания.

Для разумной формы живого вещества эти законы име­ют особое, решающее значение. Земная разумная форма жизни — человечество — выполняет их, обеспечивая два вектора своего бессмертия: биологическое продолжение рода (общее свойство земного живого вещества) и духовно-куль­турное, в конечном счете космическое бессмертие (творче­ский вклад в создание ноосферы). Именно творческая актив­ность как чисто человеческое свойство разумной жизни для каждого человеческого существа является основой и гаран­тией его индивидуального, личностного развития и продол­жительной активной жизни. В целом это выражается в прогрессе человеческих популяций, всего человечества, в развитии его психофизиологического, биологического, гло­бального здоровья.

Понять сущность жизни, живого планетарного вещества, его разумной формы — человечества, человека, рассматри­вая лишь изолированное пространство Земли, видимо, не удастся. Земная жизнь неотрывна от космических процес­сов, включена во всеединство мирового целого (универсу­ма). Пути прогресса человечества, так же как сопровож­дающие его жизнь противоречия, напряженность, катаст­рофы, могут быть постигнуты и подвергнуты регули­рованию только на основе широкого понимания антропо-космического характера социально-природной эволюции че­ловека, его перспектив. Выдвигая гипотез о космических масштабах распространения живого вещества во Вселен­ной, мы исходим из того, что принципы бесконечности, не­исчерпаемости материи справедливы в отношении вклю­ченности жизни и даже разумной ее формы как возможных

14* 419

равноправных компонентов эволюции Вселенной во все­единство универсума.

Научные взгляды В.И. Вернадского отразили сложней­шие взаимосвязи неживой и живой природы, косного и живого вещества.

Целостный охват явлений природы, материального Кос­моса (научно понимаемое всеединство) он сочетал с есте­ственно-историческим подходом, со стремлением просле­живать процессы мироздания в их развитии. Ученый на­стойчиво анализировал такие фундаментальные аспекты диалектики природы, как взаимосвязь макро- и микрокос­моса, пульсация материальных и энергетических потоков в косном и живом веществе (геохимические, биогеохими­ческие и космохимические процессы), биологическое един­ство и эволюция планеты Земля, появление и становление человека как разумной формы жизни и нового геологичес­кого агента в эволюции Земли. Прослеживая развитие био­сферы и заполняющего ее монолита живого вещества, усиливающееся, обретающее геологическую мощь воздей­ствие человека на биосферу, В.И. Вернадский завершает свои исследования новым обобщением. Он формулирует учение о ноосфере («ноос», или «нус», означает разум) как особом периоде в развитии планеты и окружающего кос­мического пространства. Ноосфера включает в себя соци­альные и природные явления, взятые в их целостности, в их единстве и противоречиях. Становление ноосферы оп­ределяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т. е. тем, что относится к космо-планетарному измерению человека.

Сейчас достаточно очевидна кардинальная противоречи­вость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ноосферогенеза ложится пе­чать возможного социально-природного апокалипсиса.

Второй тезис Вернадского связан с геологической ролью человека и человечества. Его глубочайшее убеждение состо­яло в том, что планета вступает в новую стадию своего развития, на котором определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Обна­ружилось, что связь человека с природой настолько всеобъ­емлюща и глубока, что любое действие, как и бездействие тоже, отражается на состоянии этой среды. Гигантская геологическая деятельность человечества наглядна, она

420

стала видна невооруженным взглядом. Мы не знаем сей­час такого быстротекущего природного геологического про­цесса, с которым можно было бы сравнить мощь человече­ства, особенно теперь, когда оно вооружено огромным ар­сеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических по мощности разрушительных сил.

В формулах Вернадского о человеке как геологической силе особенно важен акцент на геологическом понимании роли разума. Вернадский рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно понимают некоторые, даже видные ученые — лишь как живую пленку планеты, т. е. «свободное» от гео­логического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понимать и представлять нерасторжи­мую сопряженность живого вещества, как выражался Вер­надский, со всеми вещественными структурами Земли.

Человек в своих антропологических, социальных, исто­рических гранях есть существо далеко еще не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Тем не менее суще­ствует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в его росте, в превозможении соб­ственной природы. Также и его создание — ноосфера — есть еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состо­янии становления реальность, но вместе с тем и высший идеал этого становления. Ведь человек — единственное из живых существ, которое не только живет, и живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что долж­но быть, и стремится к этому. (Человек вообще был создан природой — и эволюцией — как какое-то замечательное и постоянно «недовольное» существо. Тем самым она слов­но гарантировала ему — и себе — стимул к дальнейше­му развитию.)

Дальнейшее развитие человечества состоит, «наряду с разрешением социальных проблем, в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку». Вер­надский имеет в виду овладение новыми источниками энергии, в том числе энергией Солнца, а также «непосред­ственным синтезом пищи, без посредничества организован­ных существ». Он представляет этот колоссальный эволю­ционный поворот человечества в самом общем виде через достигнутое умение поддерживать и воссоздавать свой орга-

421

низм, как это делает растение, из самых элементарных при­родных неорганических веществ.

Сейчас Человек, как и все прочие природные твари, в отличие от растений и некоторых бактерий, — существо гетеротрофное и может, как пишет Вернадский, «строить и поддерживать существование и неприкосновенность свое­го тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни».

Автотрофными (т. е. самопитающимися) были названы растения.

Автотрофные растения — фундамент великого косми­ческого процесса образования и развития области жизни; они находятся как бы посредине между двумя потоками: потоком энергетических процессов неживой материи, неиз­бежно приводящих к затуханию (второй закон термодина­мики), и потоком эволюции живого вещества, идущего с увеличением энергии, организации, сложности (негэнтро-пия, антизнтропия, как бы третий закон термодинамики живого).

Русский биолог С.Н. Виноградский в 1888 году доказал «существование живых автотрофных существ, лишенных хлорофилла. Это существа невидимые, бактерии, изобилу­ющие в почвах, в верхних слоях земной коры, проникаю­щие в глубокие толщи всемирного океана».

К.Э. Циолковский писал о будущем человеке, «живот­ном космоса», прямо ассимилирующем в своем «питании» солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным. Прочное нравственное совершенствова­ние человека оказывается возможным только вместе с физическим его совершенствованием, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют человека пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.

Вернадский высочайшим образом оценивал будущую реализацию идеала автотрофности для всего человечества: «Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны. Это означало бы, что единое целое жизнь — вновь разделилась бы, появилось бы третье, независимое ее ответвление... Человеческий разум этим путем не только создал бы новое большое социальное достижение, но ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое до­стижение...

422

В конце концов, будущее человека всегда большей ча­стью создается им самим. Создание нового автотрофного существа дает ему отселе отсутствующие возможности ис­пользования его вековых духовных стремлений».