logo
1вопр

10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Самоорганизация – процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойство самоорганизации обнаруживают объекты различной природы. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер.

Различают три типа процессов самоорганизации. Первый – самозарождение организации. Второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определённый уровень организации при изменении внешних, внутренних условий её функционирования. Третий тип – связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

В современных исследованиях по самоорганизации изучается проблема соотношения хаоса (беспорядка) и космоса (порядка).

Природа – в предельно широком смысле – «великое целое» (Гольбах), т.е. всё сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие природа совпадает с таким научными и философскими категориями как «Бытие», «Реальность», «Универсум», «Вселенная», «Космос» – все они, как и термин Природа, обозначают совокупность всего сущего, включая самого человека, стремящегося определить их.

Основным объектом естествознания выступает обычно природа в узком смысле слова – как естественная среда обитания человека. В этом качестве и понятие природа обретает не столько философский, сколько естественнонаучный оттенок.

Эволюция человеческих представлений о природе.

Понятие «physis» (греч. Природа) воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущности предмета. Разумеется, эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. В Новое время преобладающим смыслом понятие природа становится её статус как объекта естествознания – из «фюсиса» природа превращается в «натуру», т.е. в естественное бытие природных явлений. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста, под природой понимается то всё сущее, то естественная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей.

Т.о., можно зафиксировать три основные подходы к проблеме исторического взаимодействия человека и природы: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы), формулирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество человека с природой, равноправный диалог с ней.

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.

Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций. Оно применяется также в методологическом анализе различных научных дисциплин (психологии, химии, языкознания и др.).

Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины.

В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.