logo
1вопр

25. Основные стратегии исследования социальной реальности.

Социальная философия: область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий.

Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системы отношений общественных, возникающих в процессе распределения труда, собственности и власти; безличные роли и статусы, фиксирующее место индивидов в подобных отношениях; системные совокупности ролей, образующие социальные институты; надиндивидуальные стереотипы культуры – шаблоны мышления и чувствования и т. Д.

Некоторые философы и социологи превращают общество в самостоятельного субъекта с собственной системой потребностей, интересов и целей, отличных от потребностей и целей индивида.

Одним из аспектов социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния. Различные направления соц.философии по-разному решают вопрос об источниках соц.изменений, некоторые усматривают их в сфере духовных смыслов, считая изменение соц.систем следствием изменений культурных систем. При таком подходе становление, например, капиталистической экономики понимается как результат изменения религиозно–этических установок. Альтернативная точка зрения ищет источник социокультурных трансформаций в неидеальных факторах деятельности (как это делал К. Маркс, считавший источником социальной динамики самовозрастание человеческих потребностей, а механизмом изменения – противоречие между производительными силами общества и его производственными отношениями).

Марксиская концепция

К. Маркс выделил особый тип - экономических отношения – базис общества (над которым возвышал. надстройка( политич, нравственная и т.д.), котор. явл.производственными от экономич. отнош.).(период восходящего капитализма)

Структурного функционализма

ПАРСОНС – американский социолог, глава школы структурного функционализма. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствуют использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др.), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Исходными для теории соц. действия явл. понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Рассматривая мотивационную структуру социального действия Парсонс выделил познавательную ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам и т.п., катектическую ориентацию – способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию – способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» – ценностей или норм. Т. О., Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.

С позиции функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений.

На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты, а воспроизводства структуры – культура.

Структурно – функциональный анализ Парсонса был сосредоточен гл.о. на исследовании механизмов функционирования общества.

Теории коммуникативного действия

ХАБЕРМАС – немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия.

Еще до появления «Теории коммуникативного действия» (1981) Хабермас противопоставил инструментальному действию (сфера труда) действие коммуникативное– такое взаимодействие (по крайней мере двух) индивидов, которое упорядочивается согласно обязательным нормам. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов.

В более поздних работах он выделяет четыре типа действия: стратегическое (частью его становится инструментальное действие), норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое), коммуникативное.

Важное значение в концепции Хабермаса получает понятие «жизненного мира». «Жизненный мир» обладает не только функцией формирования контекста коммуникативного действия. Одновременно это резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса.

Коммуникативное действие служит и укреплению традиции, и обновлению культурного потенциала, равно как социальной интеракции и формированию солидарности; в аспекте социализации оно способствует формированию личности и личностной идентификации.