9.4.2. Какую информацию мы получаем
Какую же именно дополнительную информацию мы можем получить, исследовав палеоантропологические материалы, помимо данных о происхождении населения и некоторых сведений относительно его социальной организации? 1. Палеодемография. Прежде всего, мы получаем сведения о палеодемографических параметрах населения. Проведя половозрастное обследование скелетных останков можно построить достаточно простую таблцу (т.н. таблицу смертности), описывающую закономерность распределения наших скелетных останков по пятилетним возрастным когортам. На основании этой таблицы рассчитывается множество палеодемографических характеристик, таких как средний возраст умерших, процент детской и старческой групп в популяции, соотношение полов и т.п. Помимо того, строятся графики - кривые смертности и дожития, рассматривая которые, легко определить возрастные периоды, на которые приходится особо сильное воздействие стрессогенных факторов.
Анализ совокупности всех этих показателей в ряде случаев позволяет:
определить объем палеопопуляций (то есть число людей, одномоментно, в течение одного поколения проживавших в данном пункте);
определить миграционный статус древнего населения (иногда одних лишь данных палеодемографии достаточно для суждения о том, как давно та или иная группа населения проживает в данной местности);
предположить вероятный социальный статус данной группы (иногда палеодемографические характеристики "ведут себя" таким образом, что нам удается определить, является ли данная группа элитной, рядовой, военизированной и т.п.);
Наконец, главное свойство палеодемографических показателей - возможность определения меры приспособленности населения к условиям среды, существовавшим на момент функционирования данного археологического памятника, а также установление жесткости условий этой среды (Алексеева Т.И. и др., 2003) (см. Хрестом. 9.2).
2. Палеопатология. Исследуя маркеры стресса и признаки патологических изменений на костях черепа и посткраниального скелета, исследователям удается получить ответы на ряд вопросов:
чем вызвана смерть данных индивидов (причина смерти, не всегда может быть в явном виде отражена на костях, но целый спектр заболеваний, не говоря уже о ранениях и смертельных повреждениях, оставляет вполне характерные "следы");
какие заболевания были распространены среди населения, погребенного на данном могильнике и насколько тяжела была форма этих заболеваний;
наконец, по ряду т.н. маркеров стресса можно установить, какой тип стресса (неспецифический, холодовой, пищевой и т.п.) испытывали отдельные индивиды или вся группа в целом, а также в каком возрасте это происходило.
Э то только наиболее важные и стандартные пункты выводов палеопатологических работ. В ряде случаев удается выяснить даже такие индивидуальные черты человека, как его походка, привычки, особенности поведения или темперамента (например, см.: Бужилова А.П., 1995; 2002; Макаров Н.А. и др., 2001 и др.). Работа палеопатолога сродни детективному расследованию. Совокупность критериев, помимо прочего, позволяет по-новому оценить закономерности смертности населения и высказать по этому поводу новые гипотезы. Посмотрите, как это делается на конкретном примере - работе ведущего специалиста в области исторической экологии человека А.П. Бужиловой (см. Хрестом. 9.3).
3. Скелетная морфология. Благодаря изучению разнообразных признаков морфологии костей посткраниального скелета человека, удается воссоздать картину экологической дифференциации человечества в различные исторические эпохи. Костные структуры способны реагировать изменениями на различные эндо- и экзогенные воздействия - они представляют собой индикаторы неспецифичного кумулятивного стресса, благодаря чему удается проследить меняющуюся роль факторов среды, оказывавших такое воздействие на популяцию человека. В частности:
исследуя развитие рельефа в местах прикрепления пучков мышечных сухожилий весьма достоверно можно определить степень нагрузки на те или иные мышечные группы - мы узнаем, какие мышцы задействовал тот или иной индивид, какие движения были для него наиболее характерны;
по ряду параметров определяется особенность течения процессов роста и развития, иногда удается определить конституциональный тип человека;
благодаря исследованию морфологии костей посткраниального скелета устанавливается непрерывная последовательность в изменении тех параметров тела, по которым мы проводили сравнение адаптивных типов современного человека.
Например, полученные М.Б. Медниковой данные о закономерности пространственной и исторической изменчивости комплекса признаков скелетной морфологии позволяют констатировать периодический, волнообразный характер хода приспособительных процессов, на протяжении тысячелетий эволюции и истории человека (подробнее, см.: Медникова М.Б., 1996; 2003 и др.). Эта периодичность оказывается обусловленной динамикой изменений комплекса климатогеографических и социальных факторов (см. Хрестом. 9.4). 4. Изучение микроэлементного состава кости. Отдельным направлением исторической антропоэкологии является исследование минерального состава и микроструктуры костей скелета. Процесс минерализации кости - составная часть роста, развития, созревания и старения организма. Уровень минерализации, как уже отмечалось, связан с особенностями развития отдельных костей и пропорций скелета, а по составу минерального компонента и микроструктурным особенностям кости удается устанавливать степень нормальности хода обменных процессов в организме. Детальная проработка методики определения микроэлементного состава кости позволяет с высокой степенью точности производить реконструкцию типа питания древнего населения, а в ряде случаев определять специфику профессиональной деятельности тех или иных индивидов (см.: Бужилова А.П. и др., 1998. С. 220-244). Т ак, при изучении пищевых стратегий древнего населения М.В. Козловской было установлено, что пищевые специализации (т.е. максимальная приспособленность к строго определенному рациону или определенному ландшафту) имеют значительный адаптивный эффект лишь в течение относительно непродолжительного времени, закрывая дальнейшую перспективу изменения (Козловская М.В., 2002 и др.). Происходит примерно то, что случилось с неандерталоидными популяциями Европы, сориентированными на высококалорийную, богатую животным белком и жиром пищу. Такой рацион, безусловно, был наиболее выгоден на определенных этапах ледникового периода. Но изменение условий среды привело к исчезновению этой группы. Напротив, принцип максимального использования пищевых ресурсов помог верхнепалеолитическому человеку стать панойкуменным видом и преодолеть наиболее суровый этап ледникового периода. Отказ от специализации, сочетание животной и растительной пищи в рационе, легли в основу сложения ранних форм производящего хозяйства. Это предопределило пластичность населения - наличие перспективы широкого и эффективного использования различных природных условий, что в конечном итоге привело к одному из первых крупных демографических "взрывов" и широкому расселению на пространствах Евразии представителей культур эпохи неолита, энеолита и бронзы, а впоследствии и степного населения железного века (см. Хрестом. 9.5). 5. Изучение искусственных преобразований тела и головы. Наконец, отдельным направлением в реконструкции особенностей жизни древних популяций являются исследования различных искусственных модификаций - искусственной деформации черепа, трепанаций и других специальным образом произведенных изменений (таких, как татуировки, посмертные маски и пр.), фиксируемых на ископаемых останках (Медникова М.Б., 2001). Такие работы позволяют выяснить самые различные составляющие психического и духовного мира представителей древних сообществ, определить специфичные ритуалы и познакомиться с медицинским знанием исторического человека. При исследовании истории распространения таких традиций определяются пути масштабного расселения и локальные миграции древних популяций. Этим "оптимистичным" рисунком мы, пожалуй, и завершим затянувшийся рассказ.
- Богатенков дмитрий владимирович
- Дробышевский станислав владимирович
- Алексеева татьяна ивановна
- Благодарности
- Методические рекомендации "введение в антропологию"
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Желаем успешной работы!
- Программа курса "введение в антропологию"
- 1.5. Развернутая структура курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Раздел II. Происхождение человека
- Раздел III. Расовая и этническая антропология
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- Биологические науки:
- Физические науки:
- Социальные науки:
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Классики Антропологии
- Вопросы для самопроверки Вопросы для самопроверки к теме 1
- Вопросы для самопроверки к теме 2
- Вопросы для самопроверки к теме 3
- Вопросы для самопроверки к теме 4
- Вопросы для самопроверки к теме 5
- Вопросы для самопроверки к теме 6
- Вопросы для самопроверки к теме 7
- Вопросы для самопроверки к теме 8
- Вопросы для самопроверки к теме 9
- Список литературы Список литературы к теме 1
- Список литературы к теме 2
- Список литературы к теме 3
- Список литературы к теме 4
- Список литературы к теме 5
- Список литературы к теме 6
- Список литературы к теме 7
- Список литературы к теме 8
- Список литературы к теме 9
- Темы курсовых работ и рефератов Темы курсовых работ и рефератов к теме 1
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 2
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 3
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 4
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 5
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 6
- Темы курсовых работ и рефератовк теме 7
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 8
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 9
- Хрестоматийный материал к теме 5
- Хрестоматийный материал к теме 6
- Хрестоматийный материал к теме 7
- Хрестоматийный материал к теме 8
- Хрестоматийный материал к теме 9