24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
Анализ стержневых проблем философии непосредственно приводит к вопросам об обществе как целостности, а точнее-об его системности, об элементах общества как системы. А под системой обычно понимается совокупность взаимодействующих тем или иным способом элементов (составных частей). Общество есть сложное образование. оно включает материальное произ-во, государство, духовную жизнь. Также его составляющими являются семья, коллективы, нации, классы. Все элементы общество наход-ся во взаимосвязи. Характерно и наличие системных качеств, свойств, присущих не отдельным элементам, а обществу как целостности. Также очевидно, что даже за время одного поколения в обществе происходят определенные изменения. Систем-ть – качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Рассматривая общество как развивающуюся систему будем исходить из следующего:1) общество есть определенное единство, целостность2) наличие у общества составных частей и связей м/у ними3) развитие, орпедел-ная целенаправл-ть общества как системы;4) существование интегративного системного качества общества в отличие от свойств и качеств образующих его элементов5) по отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой состав-т то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой—целостностью, т.е. ему присущи сво-ва, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой, обмена веществом, энергией, информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, чем окружающая среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей-материальных, духовных, социальных-выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных сторон и связей м. иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретич-й способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине 20 в. Стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. Речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, кот. в своей совокупности раскрыв-т универсальный характер отношения общества к природе и соответственно к самому себе. Кант в “критике чистого разума ” дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса м.б. сведены к вопросу о чел-ке. Общественный чел. осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это-чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение, ценностное освоение. Все три способа обретают свой смысл и назначение, когда общество функционир-т, действ-т, преследует вполне конкретные цели. Системный подход позволяет глубже понять специфику философии, кот-я призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представление о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.
Ч.2 Общество находится в постоянном движении, развитии, оно все время изменяется. Причем движущей силой всех изменений следует считать структурные элементы общества – социальные группы. А вот мощнейшим источником социальных изменений является конфликт – общественные противоречия, достигшие пика в своем развитии. История показала, что противоборство различных социальных групп, неоднократно становилось причиной и толчком многих научных открытий и изобретений. Так необходимость создания ракеты дальнего действия во времена второй мировой войны стало серьезным толчком развития космонавтики. Но конфликт может существовать и не только между социальными группами, он может быть и между обществом и окружающей средой. В этом случаи в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Конфликты можно разделить на конструктивные и деструктивные. К конструктивным (позитивным) функциям конфликта относятся: функция разрядки напряженности; «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых люди могут проверить друг друга и сблизиться; функция стимулятора и движущей силы социальных изменений; функция содействия формирования социально необходимого равновесия; гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений; оказание содействия в переоценке прежних ценностей и норм; оказание содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, мешающие достижению целей: неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности труда; абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими организациями; представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; придание большего значения победы в конфликте, чем решение проблемы.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.