3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
Выдел. 2 формы фил-го знания: 1) вост-ую (В); 2) зап-ую (З) . Кажд. тип фил-и облад. своими характерист-и и своим стилем мышлен. В пределах кажд. типа различ-я решение фундамент-ых вопр-ов бытия, касающ-ся чел-ка и его предназначен.;прир. и ее сущн-и; духовности и места этого феномена в судьбах людей. Акцент духовного поиска З ориентирован в сторону поиска абсолютного добра, а В – в сторону поиска абсолютного смысла Вечности, слияния с вечностью.
В В фил-ии ярко выражен традиционализм(строго выполн-ся традиции, передача опыта и знаний от учит-я к учен-у). Традиц-м привод. к ортодоксальности(чистота учения и непротиворечие ему), т.е учение не развив-ся, т.к. не опроверг-ся. Брахманизм–ортодоксальное учение. Школы:иога, веданты, пиеи, вайтешик. Буддизм–неортодоксальное учение. Принцип традиц-ма сохр-я. Основн. понятия: карма-судьба, четкая причинно-следственная связь на все тысячелетия; колесо Сансары-постоянный цикл мироздания; ахимса- не деяние зла и в то же время не противоречие злу, вообще не вступать в борьбу со злом, нельзя влиять на течение жизни (принцип УВЕ). В Древне В фил-ии не было побл. пероначала: инь-начало женское;янь-мужск. Осн. элем. мышлен В.:1) ориентация на целостность бытия, общества; единство чел-ка и природ. Проводится мысль о сквозной связи всего сущего. Поэтому и челов-кое «Я» в вост-х учениях оказыв-ся расплывчатым и нечетким.
2) социальная направленность вост-й фил-ии нацелена на сохран-ие сложившихся форм коллективной жизни людей, на сохран-ие и строгое выполн-ие традиций, подчинение им. Такая коллективная форма жизни общества, основанная на традиции, обоснов-ет жесткое закрепление фу-ций за разными социальн. группами, отличается детальной разраб-ой правил поведен. в семье каждого ее члена и на государств-ой службе кажд. чин-ка. Постр-ые по такой схеме отношен. наз. «холодными». Выраб-ые ими ценности, идеалы и принципы ориентируют на приспособ-ие к прир. и наличным социальным структ. Власть в таком обществе часто приним. деспотичный характер. 3) трад-ию сохраняет, представляет, передает поколениям самый достойный этого – учитель (все учения имеют учителя). Ученику поступ. знания уч-ля. Уч-к был носит-ем знаний уч-ля, т.к. учения не записыв-ись, а передав-ись в устной форме 5) знания носят ценностно-научный хар-р. В В фил-ии всё в руках поднебесной. Небо дает сигнал о том, что правитель плохо работает (если льёт дождь-правительлживый, если засуха-жадный).
В З фил-ии каждая школа предл. своё учение, своё первоначало. Впервые зарод. гос-во:полис(город). Идёт развит. демократ., дискуссии, спора. Зарод. полит. фил-ия. Основные элементы мышления З.: 1) основная тенденция: что ты д. сделать и что д. для этого знать, т.е. личность на 1-м месте, успех личности, личные достижен; 2) ценность свободы и знания. В их духовном мире господств. рациональн. начало. Причем процесс передачи знания – через книгу, т.е. опосредован. На видное выдвигается наука, одной из важн. задач кот. явл. генерирование идей для новых образцов техники и технологии; 3) прир. поним-ся как субстанционально однородное, но предметно структурированное образов-ие; 4) сильн. ориент-ия на матер-ные ценности жизни. Справедлива форм-ла : лич. успех + лич. свобода + лич. знание + мат. ценности = потребление прир. Такого типа общества наз. «горячими», здесь существенны успехи в технико-технологическом развитии, наращивании материальн. производ-ва, информац-ой сфере. Противоречия: эколог-ие пробл., угроза самоубийства человечества при использ. средств массового уничтожен., разрушен. биосферы, разрушен. биогенетической основы индивида, манипуляция сознанием людей с помощью электронной техники, изменен. психики чел-ка путем воздейств. на его мозг и др.
Фил-ия. и нац. самосознание. Нац. самосозн.- совокупн. воззрений народа относит. своего прошлого, способов оформл. в единое целое, путей поддержан. своей целостности, форм взаимоотнош. с др. народами и целей историч. развит. Данную совокупн. идей м. назв. национ. идеологией. Т.о нац. идеолог. оформл. в национ. сознание и её основн.содержан. выступ. национ. идея(познание общностью самого себя и условий своего бытия).
Кажд. тип фил. мышлен. формир-ся в конкретн. чел-ой среде и принимают нац-ю окраску. Нац-е особенности всякой фил-и обнаружива-ся в идеалах совместной жизни людей и принципах освоения чел-ом пространства и времени, которые были выработаны долгим историч-им опытом народа. Они находят также выражение в языке, на кот. пишутся произведения мыслителей, языке, кот. впитал уникальное мировидение народа и переносит его из поколения в поколение. Каждая нац. фил-я в концентрированной форме передает дух своего народа, увеличивая разнообразие мировой фил-и и обогащая мировоз-ий потенциал человечества. Сложный истор-ий путь прошла в поисках ответа на фундаментальные смысложизненные вопросы и белорусская фил-я. Гл. ее чертой явл. первостепенность идеи справедливости и добра. Купала: «Мы Беларусы»- наше нац. самос-ие. (Доказать самим себе, что мы белорусы (развит-ие нац. языка. нац. ку-ры, воозражден. нац. образов-ия). Доказать окружающим, что мы белорусы. Обозначить себя как нацию со своей конституцией).
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.