29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
Понятие «к.» многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды к. рассматриваются многими науками. Перевод с лат. – способ обработки земли, её культивирование. Начиная с 17 – 18 вв. о к. стали говорить как о процессе и результате превращения «первой природы» во «вторую», искусственную, которую создаёт человек.
К. определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества – над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека, и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природных данных. Вне человеческой деятельности к. не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником к. тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создаёт, но и для другого, и для всех.
В понятии «к.» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В этом смысле к. есть специфический человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном преобразовании природы, общества и самого себя. Именно поэтому мы говорим о к. труда, общества, человека, быта, средств общения, о к. моральной, политической, национальной и т.д.
Чтобы выявить культурное начало в разных формах деятельности, к. как своеобразный её продукт должна быть закреплена в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, нормах, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека должны быть объективированы в форме соответствующих знаний умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков, в разнообразных формах общественного знания. Благодаря этой особенности к. возможна социализация человека, включённость каждого в культурное творчество общества. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение к. В свою очередь к. оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо к., как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития.
Главное, что необходимо для выяснения сущности к., заключается в понимании её глубокой укоренённости в основных социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое её определение. К. – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.
Концепция игрового генезиса культуры.
Многие европейские учёные ХХ века источником возникновения и развития к. считают способности человека в освоении мира через игровые формы. К такому выводу, используя различную аргументацию, пришли Гадамер, Финк, Хейзинга. Голландский культуролог Хейзинга выпустил книгу «Homo Ludens», в которой предложил свой вариант концепции игры.
Любая человеческая деятельность у истоков связана с игровой формой, поэтому и формирование к. возникает в процессе игровой формы познания и освоения мира. Хейзинга пишет, что «игра старше к.», т.к. предпосылки и основные черты присущи миру животных. Однако игра переходит биологические границы и становится в обществе элементом к.
Игра важна тем, что является формой свободной деятельности и обладает рядом ценностных для общества качеств. Она носит также символический характер. Изменение природы человеком предшествовало овладение её силами в воображении, в игре.
Те виды, которые в первобытном обществе были непосредственно связаны с практической потребностью, реализацией жизненных программ функционирования рода, племени, порождали многообразие игровых форм. В таких играх не только в прошлом, но и в настоящем общество выражает своё понимание жизни и смерти, свободы и запретов и т.п.
Однако по мере развития к., соотношение игровых и иных её форм начинает изменяться. Игровая сфера растворяется в политической, художественной, нравственной и т.п. В определённых социальных условиях на любом уровне к., игровая её форма может активизироваться, вовлекая в этот процесс множество людей. Это приводит к необходимости серьёзного анализа к. для понимания происходящих в современном обществе процессов.
Символическая концепция Кассирера.
Исследования к. Кассирер начинает с тезиса о том, что мир к. это не просто случайные, изолированные друг от друга факты и явления. Они имеют единую основу. Целостность к. можно понять как процесс постоянного, последовательного самоосвобождения человека, этапами которого становится религия, искусство, наука и т.п.
Происхождение к. выводится из изменений, произошедших в биологической природе человека и носивших регрессивный характер. В настоящее время трудно ответить на вопрос: в чём причины этих изменений? Однако их следствием стала утрата связи со средой обитания, отчуждение человека от природы.
В поисках новой программы существования человек пришёл к «окультуренным» формам жизни, которые компенсировали его «неразвитые инстинкты».
Природа предоставляла человеку шанс на выживание. Он стал подражать тем животным, которые были более приспособлены к условиям существования, выйдя за рамки видовой программы. Это позволило ему выбрать систему ориентиров, дополнивших его инстинкты. Эти ориентиры составили надбиологическую основу, стали элементами игрового, символического приспособления к миру природы.
Символы становятся третьей системой, соединившей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы.
На этапе становления первобытного общества многие символы наделялись особой, реальной силой. Такими становятся символы в магии, тотемизме, фетишизме. В символах человек закреплял и социальные стандарты поведения (табу, обряды).
По мере развития к. соотношения и различия между вещами, явлениями и символами стали более осмысливаться. Поскольку в познании мира символическое мышление всегда сталкивается с проблемами, оно всегда находит новую сферу, в которой различия между реальностью и возможностью воспринимаются неясно. Это приводит к возникновению новых символов. Таким образом, Кассирер приходит к выводу, что культурогенез связан с формированием в результате биологической эволюции человека как «символического животного».
Теория «осевой культуры» Ясперса.
В истории мировой культуры Ясперс выделяет особый период, который называет «осевым временем» (сер. I тыс. до н.э.). В этот период происходит два принципиальных события, качественно изменивших культуру.
Во-первых, это духовный переворот, который привёл к появлению философских знаний и мировых религий; во-вторых, в к. стало очевидно наличие двух направлений – восточного и западного, – и противоречия между ними.
Изменения, произошедшие в к., привели к появлению особой личности, человека–профессионала, обладающего особым духовно-культурным менталитетом. Постепенно «осевая» культура меняется традиционными нормами цивилизации.
Через два тысячелетия происходит возрождение универсальности в первую очередь западной к. В настоящее время актуальным становится вопрос, поставленный Ясперсом: «Обладал ли запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху?».
В «осевую» эпоху произошло разделение на западную и восточную к.
Для Востока характерно сохранение выработанной консервативной нормы, чему способствовало утверждение в этом регионе ислама, буддизма, конфуцианства. Здесь поддерживается строгий сословный порядок, нравственные нормы поведения.
В к. Запада главный признак – динамичность, личная свобода в различных сферах, возрастание влияния на общество науки, различные системы образования, демократизация общества. В настоящее время к. Запада оказывает влияние на Восток в сфере техники, технологий, искусства, а восточная к. привлекает экзотикой, достижениями в области медицины, духовности, военных единоборств.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.