logo
1вопр

37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.

Как особое философское направление сложилась ко 2-й пол. 19 в., и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки, ф. науки выступает как совокупность ф-их течений и школ, образующих особое философское направление (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, критический рационализм).

В качестве особого направления ф. науки формируется в трудах У. Уэвелла* Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля.

На первом этапе развития ф. науки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа эволюции философии науки (1900—20) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19—20 вв.. Следующий период (1920—40) можно обозначить как аналитический. Он определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом

Постпозитивистский этап в развитии ф. науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма». Главные темы стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания

Сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях ф. науки:

  1. Ф. науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими н-ми теориями и основана на них.

  2. Ф. науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики

  3. Ф. науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм).

  4. Наиболее распространено убеждение, «что ф. науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.

Проблематика ф. науки существенно изменялась. В нач. века в фокусе внимания ф. науки находились, во-первых, идея единства н. знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира. С 1920-хгг. проблема демаркации — разделения н. и метафизики, математики и естествознания, проблема эмпирического обоснования науки, возможность построения всей науки на чисто эмпирическом знании, проблема обоснования н. в изучение процедур верификации. дедуктивно-логического объяснения, подтверждения, фальсификации.

В 1960-х гг. возрождается интерес к метафизическим (философским) .измерениям науки. От проблем структуры научного знания к проблемам ёго роста. Формулируются критерии научности , методологические нормы н. исследования, критерии выбора и приемлемости теорий. Возникает устойчивая тенденция историзации философии науки.

На рубеже 1970—80-хгг. Во-первых, проблемы эпистемологического основания выдвигаемых моделей, дискуссии о реализме и инструментализме. Тенденции переоценкой роли н. в современной жизни привели к кризисным явлениям в рамках ф. науки к отрицанию ее философского и общекультурного значения.

Проблема ф. науки в 20 в., – рост истинного научного знания.

Вненаучное познание = паранаука – характеризуется отличными от научных чертами (нет системности, существуют спец. методы).

Виды паранаучных знаний: – лженаука, – квазинаука, – антинаука, – псевдонаука, – народная наука: в форме верований, наказов преданий. – девиантная наука (девиантность - отклонение) отклонение от образцов, методов официально существующей науки.

Специфическое проявление паранауки – акультизм, мистика, пиософия и др.

Специфика науч. познания:

  1. н. имеет свой определенный предмет;

  2. н. имеет определенные программы;

  3. в н. всегда формулируется цель;

  4. н.-ой деятельностью занимаются специально подготовленные люди;

  5. н. пользуется специальными средствами;

  6. н. всегда вырабатывает свои специфические черты;

  7. н. всегда движется направленно от знания к незнанию и от незнания к новому знанию;

  8. н. преследует цель внедрения н. знания в производство;

  9. н. знание отличается систематичностью;

  10. н. имеет организационные формы, которые изменяются;

  11. имеет философское основание;

  12. вырабатывает картину мира.

Специфика научных знаний:

  1. выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил);

  2. формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира;

  3. создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения;

  4. создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.;

  5. четкость, доказательность, объективность, предметность;

  6. воспроизводимость и проверяемость;

  7. рациональность.

- Проблемы бытия человеческой субъективности в неклассической философии.

Для классической философии, особенно филос Гегеля, была характерна несколько абстрактная трактовка ч-ка. Философия ХХ в. провозгласила возврат к конкретному индивиду, к миру его чувств и переживаний, высказала острую обеспокоенность за судьбу ч-ка в мире. Этой точки зрения придерживаются представители экзистенциализма (“философии существования”), а также родственных течений -персонализма и философской антропологии. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от латинского существование), или философия существования, – философское направление, возникшие накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Яаырс, Бубер) в период 2-й мир. во Франции (Сартр, Марсель Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В 1940–50 другие европейские страны В 1960-х также и в США. Центральная проблема - отчуждение ч-ка от об-ва. Мир абсурден, враждебен, человек сознательно делает свой выбор и поэтому свободен. Для экзистенциализма главное в ч-ке - это его социальная сущность. Суть существования выражается экзистенцией. Экзистенция - способ существования ч-ка, посредством которого он обретает неповторимую индивидуальность, истинную свободу, уникальность, проявляемые в особых эмоциональных переживаниях.

Под феноменом в философии обычно понимаются явления, постигаемые в чувственном опыте. Гуссерль понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Гуссерль задаётся вопросом каким образом удаётся человеку постичь суть вещей. Внешний мир дан человеку в потоке феноменов.

Недостаток - узкое понимание проблемы практики, которое сводится к сопоставлению феноменов в сознании.