Вопрос 14. Эндогенная интоксикация
Состояние эндогенной интоксикации (ЭИ) или отравление собственными продуктами обмена возникает при различных патологиях:
почечная недостаточность, ожоговая болезнь, перитонит, цирроз печени, кожные, инфекционные болезни, инфаркт миокарда и др.
При ЭИ происходит накопление в крови конечных продуктов обмена (мочевина, мочевая кислота и других), продуктов ПОЛ, гормонов, медиаторов и продуктов их распада, цитокинов, нуклеотидов и циклических нуклеотидов, олигопептидов и олигосахаридов. Усиление ПОЛ вызывает выход из лизосом при разрушении их мембран литических ферментов, усугубляющих деструктивные процессы и способствующих дальнейшему накоплению продуктов ЭИ. Продукты ЭИ сорбируются тромбоцитами, эритроцитами, снижается осмотическая резистентность форменных элементов. Когда сорбционная способность клеток исчерпана, ничто не мешает накоплению продуктов ЭИ в плазме крови, форменные элементы при этом разрушаются (в первую очередь возникает тромбоцитопения, которая вносит вклад в развитие ДВС-синдрома). Возникает вторичная недостаточность печени, почек (например, при ожоговой болезни почечная недостаточность, при обострении пиелонефрита - поражение печени).
Накопление продуктов ЭИ в биологических жидкостях можно определить спектрофотометрированием в УФ области ( 200 - 260 нм), так называемый метод определения молекул средней массы (МСМ).
С помощью иммунологических методов определяют содержание регуляторных или R-белков - одного из составляющих продуктов ЭИ.
Показатели ЭИ используют в клинике как прогностические, так как их увеличение происходит до наступления необратимых изменений в организме. В то же время повышение уровня ЭИ является показанием к применению срочных мероприятий для предотвращения необратимых изменений.
9. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ, тестовые вопросы, используемые при контроле знаний на занятии (можно в виде приложения)
10. ХАРАКТЕР И ОБЪЕМ ВОЗМОЖНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
(Указать конкретно характер и форму УИРС: подготовка реферативных выступлений, проведение самостоятельных исследований, имитационная игра, оформление истории болезни с использованием монографической литературы и др. формы)
11. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ:
- Кафедра биохимии
- Методическая разработка к практическому занятию № 27 (для преподавателей)
- Форма и строение эритроцитов
- Цитоплазма
- Плазмолемма и примембранный цитоскелет
- Ретикулоциты
- Вопрос 2. Особенности обмена зрелого эритроцита.
- Энергетический обмен
- Белковый и липидный обмен
- Особенности углеводного обмена в эритроците, 2,3 – дфг – шунт
- Вопрос 3. Обезвреживание метгемоглобина. Значение глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (гл-6-ФосфатДг).
- Вопрос 4. Изменения обмена, происходящие при старении и консервировании эритроцитов. Изменение обмена в эритроцитах при старении
- Изменение обмена при консервировании
- Вопрос 5. Строение гемоглобина и виды гемоглобинов. Гемоглобинозы.
- Виды гемоглобинов
- Гемоглобина
- Вопрос 6. Строение гема, производные гемоглобина
- Производные гемоглобина
- Вопрос 8. Эффект Бора, аллостерическая регуляция насыщения гемоглобина кислородом
- Эффект Бора
- Аллостерическая регуляция сродства гемоглобина к кислороду 2,3-дфг
- Вопрос 9. Реакции синтеза гема, регуляция синтеза.
- Регуляция биосинтеза гема
- Вопрос 10. Нарушения синтеза гема. Порфирии
- Способы классификации порфирий
- Вопрос 11. Содержание гемоглобина в крови здорового человека.
- Классификация и механизмы развития гипоксических состояний
- Вопрос 12. Виды лейкоцитов, их функции, виды обмена в лейкоцитах
- Основные виды лейкоцитов, их строение и функции
- Обмен веществ в лейкоцитах
- Вопрос 13. Реакции образования активных форм кислорода (афк); значение этих реакций
- Вопрос 14. Эндогенная интоксикация
- Основная
- Дополнительная