39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
В этот период (16-18 вв) произошли 2 глобальные научные революции:
Формирование механистической картины мира.
Распространиние диалектического материализма.
С этого периода началась классическая наука, которая обусловила характер научного познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) как научной системы знаний; 2) духовный феномен – способность производить знания; 3) наука, как социальный институт.
Предпосылки и почву для I-ой науч. революции подготовила эпоха Возрождения, в эту эпоху произошел переход от восприятия остального мира к восприятию оценки собственной жизни как к главной способности строить свою судьбу. Стала выявляться особая значимость человеческого своебразия, его творческой активности. Возрождение выработало новое мировоззрение, прежде всего благодаря целой плеяде выдающихся философов – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
В эпоху культа красоты математика выражает субъективное (пропорции тела), была выработана концепция линейной перспективы (когда в отдаленнии предметы меньше размером и параллельные линии сходятся в одну точку). В результате направленности фил. мысли на материально-личностное создаются предпосылки для становления инженерного подхода.
Николай Кузанский – папский кардинал и епископ. Один из первых пантеистов (Бог во всем). Геометризм – важнейшая форма представления действительности, который базируется на зрительном восприятии. Главное открытие К. - развитие понятия предела, который он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур. Он создал метод, принцип максимального и минимального, подошел к относительности и предпосылочности любого знания.
Новое время – эпоха ранних буржуазных революций. Англичанин Ф. Бэкон. Его философские интересы были сосредоточены на практике и науке. Бэкон критиковал созерцательный характер знания эпохи Возрождения. Знание – сила, оно должно стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельносити. Новаторство Бэкона выразилось в понимании практико-обусловленности знания, он видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно. Знание в голове человека появляется в результате осмысления данных эксперимента. Эксперимент индуцирует знание -> метод индукции (лат. «индукцио» - выведение, наведение) – логическое умозаключение от частного к общему. Однако у этого метода есть ограничения: из-за одного отрицательного результата придется отказаться от применения общего правила. Бэкон называл это не недостатком, а особенностью (это метод не работает там, где получают идеализацию).
Декарт (картезианство) – методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Истинности знания на основе Бэкона Дэкарту не достаточно, он ищет ее в области человеческого интеллекта – в уме человека, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Особое внимание уделяет исходному пункту цепи дедукции – это интеллектуальная интуиция.
Основные постулаты философии Декарта:
а) исходный пункт в мыслящем субъекте; б) принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция; в) деление изучаемого являения на составные, мельчайшие частицы; г) восхождение от простого к сложному; д) поиск рационального порядка во всем; е) развитие концепции врожденных идей; ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из двух субстанций (материальной и духовной, с атрибутами протяженность и мышление).
В 17 в. Готфрид Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта и углубил его принципы рационалистической философии. Он ввел: 1) принцип непротиверечия и тождества (А есть А и не может быть неравно А); 2) принцип необходимости достаточного основания; 3) принцип тождества неразличимых (не может быть даже 2 тождественных вещей); 4) принцип идеальности монад, принцип непрерывности и т.д. Он дал философский перевод математического смысла дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся.
Создание теоретической механики Галилеем и Ньютоном
Галилей (физик и астроном) в 1636 г. установил принцип относительности. Доказал, что все инерциальные системы отсчета физически равноправны в том смысле, что все законы механики применительно к ним одинаковы. Он утверждал, что равномерное движение может длиться сколь угодно долго.
Программа, намеченная Галилеем, была систематически развита Ньютоном в его книге «Математические начала натуральной философии».
4 основных аспекта механики Ньютона:
метод принципов;
математический язык;
законы и начальные условия;
гипотетико-дедуктивная структура механики.
Ньютон считал, что надо исходить из 2-3-х принципов и уже на их основе объяснять все явления. В механике Ньютона главным принципом является I-й з-н Ньютона. Принцип всегда выражается положеними максимально общего характера. Наряду с принципами теория содержит законы. Закон описывает определенный класс явлений.
В результате универсальности теоретической механики Ньютона сложилась механистическая картина мира, в которой вся Вселенная – это совокупность большого числа неизменных, неделимых частиц, перемащающихся в абсолютном пространстве и времени и связанные силами тяготения, подчинены законам классической механики. Все процессы во Вселенной связаны с механистическими особенностями движения. В Новое время была создана научная программа Ньютона, которая называлась «Экспериментальной философией».
Целая плеяда открытий, таких как теория видов Дарвина, з-ны генетики Менделя, периодическая система Менделеева, теория общественного развития на основе принципов диалектики Маркса – создала прочную основу для II-ой научной революции – диалектического научного познания. В результатет чего уже в 19 в. научно-промышленная революция дала человеку телефон, железные дороги, пароходы, автомобиль, открыла эру воздухоплавания, фотографию. Научные достижения породили сциентизм – веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, с помощью которых можно будет решить и социальные проблемы в том числе.
Заключение. В период эпох Возрождения и Нового времени в процессе перехода мировоззрений от «принципа творчества» через механистическую картину мира Ньютона к диалектическому познанию сложилась организованная наука, котора отошла от науки, решающей конкретные проблемы, к науке, имеющей законы, принципы, эксперимент, идеи, математические объяснения. Она сложилась в научную систему знаний, способ производства знаний и в социальный институт.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.