logo
Алексеева Т

1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?

Несомненный признак истинной науки - сознание      ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем,      что раскрывается.      Л.Н. Толстой      Мы не знаем - мы можем только предполагать.      К. Поппер

Наука не учит "истине". Научное знание не есть истина, точнее - не есть истина неопровержимая. Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней.      Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций), которые, по сути, являются лишь более или менее доказанными в настоящий момент предположениями. Научное знание - это всегда лишь познанная часть истины.      Само это познание сводится, по сути, к структурированию, к выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наших ощущений наиболее существенных из них, и к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Описать - значит определить, оформить из чего-то непонятного, иногда едва уловимого, нечто конкретное и ввести эту новую информацию в сферу сознания человека - сделать её доступной. Это бесконечный, но поступательный процесс.      1. Итак, чего же мы хотим? Мы - авторы - хотим представить Вам ту часть картины мира, ту часть истины, которая может быть познана антропологической наукой. Задача непростая, ведь от авторов требуется подробное и вместе с тем доступное описание этой весьма сложной картины.      2. Чего хотите Вы? Видимо - познать что-то новое, нечто полезное для Вашей будущей профессии или просто жизни. Но адекватно воспринять научную картину так же не просто, как и получить её. Знание рождается в "погружении" во множество различных точек зрения и мнений, в дискуссии, и мы хотим, чтобы Вы попробовали сделать это "погружение" следуя логике и последовательности изложения материала данного учебника. Мы призываем Вас вдумчиво прочитать его целиком. Поработать над ним. Если же у Вас нет времени или желания, или просто надо поскорей сдать экзамен по предмету, а само знание Вам никогда не пригодится - не беда - все основные положения изложены в конце каждой темы, всего лишь в нескольких пунктах - итогах. Можно вполне ограничиться ими, но тогда Вы не сможете сказать, что знакомы с антропологией.      3. Каковы наши общие трудности в достижении целей? Они связаны с тем, что в настоящий момент, спустя полтора столетия с момента своего возникновения, антропологическая наука представляет собой фундаментальное знание о человеке, его единстве и разнообразии во времени и пространстве. Идя по пути специализации, эта наука стала по истине мультидисциплинарной и комплексной. Антропологи используют разнородные данные и методы как естественных, так и гуманитарных дисциплин. И они не могут не делать этого, стремясь к достижению целостного органичного представления о человеке. Помимо того ими применяется впечатляющее количество собственных, весьма специфических способов познания. Мы говорим о многообразии методов - что же говорить о том колоссальном объеме собранных фактических данных и, наконец, главное - о разнообразии выдвинутых этой наукой суждений.      Н евозможно привести все факты и рассмотреть подробно концепции науки, даже только самые основные. Этому посвящены сотни солидных монографий, ссылки на которые мы обязуемся старательно приводить по ходу нашего изложения. При помощи учебника "изучить" антропологию вообще вряд ли возможно. Мы попытаемся дать Вам общее представление об этой увлекательной дисциплине, "познакомить" с ней.      4. Что нам нужно делать? Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории в антропологической науке. Последнее является едва ли не самым важным, ведь поняв принцип получения доказательств, мы погружаемся в саму основу научной деятельности, мы учимся целенаправленно добывать новые факты и конструировать из них собственные обоснованные суждения.      Третьей составляющей успеха является знание терминологии - того языка или категориального аппарата, при помощи которого, по мнению специалистов (в данном случае - антропологов) наиболее удобно производить корректное описание изучаемых этой наукой явлений (рис. 1.1).      Научная работа является с одной стороны продолжением уже сделанных наблюдений, с другой - может быть следствием "индуктивного" процесса, происходящего "в умах" исследователей. По словам известнейшего современного гносеолога К. Поппера, истинно научное суждение должно быть в принципе опровержимым. Это значит, что вводимые в научный оборот факты или законченные гипотезы должны быть доступны для проверки, воспроизведения, дополнения или, собственно, опровержения другими специалистами. Знание будет считаться достоверным, то есть истинным с точки зрения науки, если независимые повторные исследования приводят нас к сходным выводам. Знание приобретает ещё большую весомость и доказательность, если основывается не только на разнообразии фактов, а достигается при помощи принципиально различающихся методических приемов, оперирующих этими фактами. Если теорию не способны изменить новые наблюдения, встречающиеся отклонения от нее ("исключения из правил" есть всегда) регулярны и статистически предсказуемы, то такая теория заслуживает название научного закона. В свою очередь, последний принимает форму еще более высокого - общенаучного порядка, если к сходным заключениям приходят исследователи, занимающиеся различными сторонами и даже уровнями организации рассматриваемого предмета или явления (рис. 1.2). Обобщение результатов деятельности специалистов, имеющих колоссальные знания в рамках своей частной научной дисциплины, и выстраивание на этой основе грандиозной целостной научной картины - это задача современной науки. Это ее мечта. Вы понимаете, что речь идет о системном подходе к исследованию и о его результате - получении целостного, комплексного представления об объекте.

По ходу изложения станет очевидно, что многие теоретические разработки антропологии, несмотря на свою фундаментальность и основательность, являются отнюдь не бесспорными. Пожалуй, таковых даже большинство. Мы далеко не всегда будем обозначать эту "спорность". Если Вы научитесь оперировать фактами, логикой и научным языком, то Ваши аргументы за или против тех или иных положений станут гораздо более весомыми. Надо помнить - дискуссия, прежде всего остального, открывает нам путь к знанию.      Кстати, всё это относится не только к антропологии.      Мы сказали много общих слов об истине, о научном знании и о его достоверности. Это было необходимо - так мы определили свой подход ко всему дальнейшему изучению. Но было ли это интересно? Не очень! Складывается впечатление, что мы занимаемся "философствованием на пустом месте". Это, конечно же, не так. Конкретная наука - это многообразие объектов, фактов, мнений, суждений, споров... Она представляет собой своеобразный "детектив". Хотя здесь мы и ограничиваемся только ее основами, это - достаточно увлекательное и совсем не сложное занятие. Займемся, наконец, делом.