logo
Алексеева Т

Методические рекомендации "введение в антропологию"

Авторы-составители:           Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский           Научный редактор и консультант:           академик РАН, д-р ист. наук, проф. Т.И. Алексеева

1. Работа с учебно-методическим комплексом           1.1. Общие положения           Представленный учебный комплекс разрабатывался, прежде всего, как самодостаточный курс. Авторы-составители старались применить принцип "все в одном", позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о дисциплине, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии что называется "не отрываясь от экрана" компьютера.           Учебно-методический комплекс "Введение в антропологию" - это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Антропология".           Общий принцип построения Вашей работы - последовательное изучение материала "от простого к сложному". В соответствии с этим каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления биологической антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбору общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.           Обратите внимание, что каждая тема нашего учебника завершается отдельным пунктом "Итоги темы", в котором в конспективной форме (не более 1-3 страниц текста) суммируется представление о наиболее важных моментах пройденной темы. Эти материалы могут быть рекомендованы в качестве наиболее быстрого способа "освежить" пройденные знания перед началом следующей темы или использованы в качестве краткого опорного конспекта.

Предложенная в качестве основной форма работы - самостоятельное дистанционное обучение - конечно, не является препятствием для более привычной лекционной формы преподавания. Мы надеемся, что наши разработки позволят снять определенную долю "черновой" преподавательской работы.

Преподавателю и учащемуся, конечно, будет удобен предложенный опорный конспект лекций, подборка хрестоматийных статей и дополнительных материалов.

1.2. Организация учебной работы           Для организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащемуся возможность доступа к электронному учебнику в удобное для него время.           Курс готовился, прежде всего, как дистанционный - учащемуся потребуется компьютер с наличием выхода в Интернет и(или) CD-ROM приводом. Программа автономна, требует использования минимальных аппаратных возможностей компьютера. Все возникающие вопросы аппаратной совместимости и минимальные требования к компьютерной среде обсуждаются в технической инструкции к пользованию CD-варианта или Интернет-версии (см. Меню: "Описание работы с программой").

- то и сама работа с электронным учебником возможна. Качественная распечатка материалов учебника, к сожалению, требует использование цветного принтера. Мы настоятельно рекомендуем работать именно "с экраном" компьютера (!), в противном случае будет потеряна возможность использования интерактивных элементов учебника (в частности, гиперссылочной структуры), что приведет к существенному снижению эффективности обучения.           Минимальный объем времени, необходимый для такого обучения, по нашим оценкам составляет от 40 до 150 ч. За один сеанс за работой с электронным учебником рекомендуется проводить не более 1,5-2,0 часов (!).           1.3. Формы контроля и самоконтроля           Форма контроля и самоконтроля, реализованная в данном учебном комплексе, представлена "Практической частью" курса, следующей за "Теоретической частью". После прохождения каждой темы учебника Вам предлагается проверить полученные знания, отвечая на вопросы и задания для проверки и самоконтроля.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.           Эти возможности реализованы благодаря системе динамического дневника или журнала обучающегося (см.: Меню: "Журнал обучения"), в который заносятся результаты его работы с программой самопроверки и самоконтроля. Это подвижная форма, призванная стимулировать учащегося к достижению все более полноценного знания. В случае неудачной "оценки" на каждом из этапов предлагается повторное изучение материала темы (см. Меню: "Описание работы с программой").           2. Факультативные материалы

Строго говоря, работа студентов с данными элементами учебного курса не является обязательной. Вопросы, детально изложенные в этих материалах, не представлены в тренировочных и тестовых упражнениях, не вынесены в перечень зачетных и экзаменационных вопросов по соответствующим темам. Тем не менее мы рекомендуем активно использовать эти материалы в целях более глубокой проработки учебной дисциплины. Практика показывает, что многие вопросы, не нашедшие своего отражения на страницах учебника или представленные лишь в виде краткого конспекта, часто оказываются более интересными для студентов тех или иных специальностей. Комплекс факультативных материалов может быть использован как источник при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.           Знание студентом этой части курса всегда приветствуется преподавателями. Мы надеемся, что представленные материалы позволят углубить и структурировать полученные в ходе работы знания, облегчить самостоятельную работу с электронным учебником.           2.1. Хрестоматийные статьи           Обращаем внимание, что каждая представленная хрестоматийная статья аннотирована, разбита на ряд дополнительных подпунктов и, как правило, несколько сокращена по сравнению с оригиналом. В ряде случаев, нами опущены ссылки на специальную литературу и перерисованы или заменены оригинальные иллюстрации. Надеемся, что все это несколько облегчает работу с серьезными научными статьями, адаптирует их и дает возможность активного использования в ходе работы с электронным курсом.           Ниже представлен перечень всех 47 использованных хрестоматийных материалов (рубрикация по темам учебника):