Научные революции
Революция - радикальный переворот.
Революция в области науки – это радикальное изменение фактов, закономерностей, законов, теорий, методов и научной картины мира. Но сами факты изменить невозможно, меняется их интерпретация, так как факты объясняются теориями (напр., факт движения Солнца не изменился, а изменилось объяснение переход от геоцентрической картины мира к гелиоцентрической).
Множество теорий описывают природный мир и формируют научную картину мира как обобщенную целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства окружающего мира. Следовательно, научная революция – это изменение всей научной картины мира. Но одно, пусть даже крупнейшее научное открытие не может привести к смене научной картины мира. Это сложный процесс, когда множество наиболее важных открытий в фундаментальных науках (физике, космология, …) приводят к смене научной картины мира.
Н.Р. способствуют радикальной перестройке методов получения новых знаний, при этом меняются нормы и идеалы научности.
В истории развития науки (в том числе естествознания) можно выделить три глобальные научные революции: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.
1) В VI — IV вв. до н.э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Исторический смысл этой революции заключается в отличении науки от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Аристотель создал формальную логику – учение о доказательстве; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил правила организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения); отделил науки о природе от метафизики (философии), математики и т.д. Заданные Аристотелем нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обоснования в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а законы формальной логики актуальны до сих пор.
Итог этой революции – предположение шарообразности Земли и становление геоцентрической картины мира как системы идеальных равномерно вращающихся небесных сфер вокруг неподвижной Земли с принципиально различной физикой земных и небесных тел. Такое предположение не было основано на непосредственно наблюдаемых фактах, и это был смелый шаг.
2) Вторая глобальная научная революция приходится на XVI— XVIII вв. – становление классического естествознания, переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Она связана с именами Н. Коперника (1473-1543) сформулировал гелиоцентрическую модель мира, Г. Галилея (1564—1642) открыл принцип инерции, закон свободного падение тел), И. Кеплера (1571—1630) установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем), Р. Декарта (1596-1650) ввел систему координат, первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред, что позволило усовершенствовать оптические приборы, исследовал законы удара, предположил, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается), И. Ньютона (1643—1727) разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механистической картины мира, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.),.
Принципиальные отличия классического естествознания от античной науки:
а) Применение математики для объяснения окружающего мира: классическое естествознание сумело выделить и выразить в математических закономерностях объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение).
б) Явления природы стали исследоваться при помощи экспериментальных методов со строго контролируемыми условиями.
в) Классическое естествознание разрушило античные представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесообразностью и т.д. Пришло новое понимание о равновесной, неизменяемой, бесконечной Вселенной, существующей без цели и смысла.
г) Все явления природы описывались с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, утвердилась чисто механистическая картина описания природы.
д) Сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. При этом в познавательной деятельности подразумевалось строгое разделение субъекта и объекта познания. Объект познания существует сам по себе, а субъект наблюдает со стороны и воспроизводит характеристики объекта так, как есть «на самом деле».
Итог второй глобальной научной революции (ньютоновской) — формирование механистической научной картины мира на базе экспериментально-математического естествознания. В этом русле наука развивалась до конца XIX в. и было сделано много выдающихся открытий, но они лишь дополняли и усложняли сложившуюся общую картину мира.
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- Античная наука с VI — IV вв. До н.Э. До XVI в.
- 2. Становление классического естествознания XVI—XVIII вв., переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Связано с именами н. Коперника, г. Галилея, и. Кеплера, р. Декарта, и. Ньютона.
- Научные революции
- 3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв.
- Глобальный эволюционизм
- Элементарные частицы
- Солнечная система
- 8 Больших планет расположены следующим образом (отсчет от Солнца): Меркурий;
- Пространство и время : понятия и основные свойства
- Общая теория относительности
- Учение Вернадского о ноосфере
- Современные научные представления о макромире
- Мегамир
- Структура Вселенной
- Фундаментальные взаимодействия
- Экология
- Экологические проблемы
- Учение Вернадского о биосфере
- Снергетика - теория самоорганизации систем.
- Сходство и различие человека и животного
- Концепция возникновения жизни на земле
- Клетка как структурная единица живых организмов
- Общая теория систем.