08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
Исторически сложились 2 подхода толкования пространства и времени:
субстанциональный
реляционный
Существует еще 3-я эволюционно-историческая конц. Вернадского.
Субстанциональный связан с пониманием П. и В. как самостоятельных сущностей наряду с материей. П. сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, а В. называли «чистой» длительностью. Такую идею сформулировал еще Демокрит, а логич. завершение она получила у Ньютона.
Пространство – форма координации сосуществующих объектов, сотояний материи (длина, ширина, высота, взаимное положение тел).
Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний.
Как форма статической связи тел П. определяет из взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи В. отражает направление измерений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи П. и В. в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира. Эта упорядоченность является структурной и простр.-временной основой техники.
П. и В. различают:
- реальное (объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире);
- перцептуальное ( от сл. perception – ощущение - связано с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. реальных П. и В. и человеческих. Н-р, в разные периоды жизни человек ощущает В. по-разному, оно убыстряется с возрастом; или если человек ожидает какого-то события, то время идет медленно, а если не хочет, чтобы оно произошло, то быстро. Человек может мысленно «пролистать» события за долгие годы жизни. Перцептуальное В. соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных ощущений. Что касается П., то человек видит образ (часть здания) больших или меньших размеров, в зависимости от удаленности от него);
- концептуальное (способ описания реальных П. и В., их различные теоретические модели, н-р, 3-х мерные Евклидово П., 4-х мерное пр.-вр. теория относительности, n-мерные математические модели).
Общие свойства В. и П.:
П.: гомогенность, изотропность, кривизна; трехмерность (n-мерность), симметричность.
В.: однородность, анизотропность, однонаправленность.
Реляционная конц. строго оформилась как учение, имеющее строгое обоснование в матем. теории Эйнштейна. Согласно его теории материальная система сама формирует свои простр.-временные отношения (в зависимости от точки отсчета).
Специальная теория относительности. Свойства тел зависят от скорости их движения. Пространств. размеры сокращаются в направлении движения при приближении к скорости света в вакууме (300 тыс. км/с), а временные процессы в быстродвижущихся процессах замедляется.
Общая теория относительности. Под действие сильных полей тяготения происходит искривление П. (искривление луча света в вакууме). В сильных гравитационных полях наблюдается замедление времени.
Эволюционно-историческая конц. Вернадского. Пространственно-временные отношения на различных уровнях организации материи (неживой природе микро-, макро- мира, в химических процессах структура объектов) влияет на многие сложные явления на уровне жизни. Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движении в биологии поставил В.И. Вернадский, он развил принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность на уровне жизни выступает необходимым свойством, которое обеспечивает приспособительный характер живых систем.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.