logo
1вопр

17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.

Природу человека можно выразить след. важнейш. характеристиками:

- чел. – земное творение (лишь опосредовано он является продуктом Косиоса, т.к. Земля – составная часть космической эволюции;

- входя в природу, чел. возвышается над ней;

- как и высшие животные, чел. имеет психику;

- он облад. разумом и ценностями, этическими и эстетическими качествами;

- ему присуще противоречие м/у сознанием и бессознательным;

- чел. – существо общительное, коммуникативное, символическое;

- его бытие социально;

- изменяя условия своего существования, чел. творит мир культуры и в то же время совершенствует самого себя.

С др. времен под сущностью чел-а полагалось единство духа, души и тела.

В качестве всеобщих форм существования чел-а выступают социосозидание (и его составляющие творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п.), смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к идеалу.

Существование чел-а всегда процессуально. Под этим углом зрения чел. предстает в соотношении жизни и смерти в динамике.

Существуют различ. т. зр. по вопросу о сущности чел-а. Н. К. Маркса чел. – ансамбль всех общественных отношений. Все биологические факторы хотя и имеют важ. знач., но действуют ч-з опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Чел., оставаясь по сущности социальным меняется в зависимости от эпохи. Неофрейдисты главное внимание обращали не на социальн. сторону жизни, а на переживания одиночества в противостоящем чел-у обществе. Представители Франкфуртской философской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.) считали необходимым направить марксизм от анализа социально-классовых отношений в стор. рассмотрения психологии индивида, структуры его инстинктов и влечений. Чел-кая деятельность объяснима (Хабермас) лишь с позиций психоанализа, с пом-ю которого мож. раскрыть связь бессознательного и сознательного в поведении чел-а. Отстаивая ведущую роль социально-исторического начала, философы подчеркивают, что ни природное вне социального, ни социальное в ущерб природному нормально существовать не могут.

Исходя из комплексного подхода к сущности чел-а, отмечают, что природное в человеке не сводится к биологическому, а содержит в себе бесконечность космоса. Социальное не тождественно наличным общественным отношением, а включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее. Духовное – не просто функция внешних условий, а особая самостоятельная реальность.

Индивид – человеческая единица, представитель рода чел-кого и исторически определенного общества или группы. Индивид – элемент, т.е. не просто «один» а «один из». С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Индивидуальность - система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность.

Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности.

Универсализм, с одной стороны, есть признак индивиду­альности, а с другой стороны, есть движение к интегративности (множественности в человеке). Индивид-ть развертывается посредством личностной структуры, определяющими характеристиками которой являются преднамеренность, целенаправленность, проективность.

ЛИЧНОСТЬ— понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокуль­турной жизни, определения его как носителя индивидуаль­ного начала (интересы, способности, устремления, самосоз­нание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и обще­нии.

Личность формируется под воздействием наследственно­сти, социальной среды и собственных усилий человека. Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как субъекта социокультурной жизни, носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т. д), саморас­крывающегося в социальных отношениях, общении и пред­метной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально значимых функций под воздействием социального окружения) проис­ходят на основе его биопсихологических задатков.

Социализация вы­ступает важнейшим механизмом воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, обеспечивает преемст­венность в развитии культуры и цивилизации, поддержива­ет относительно бесконфликтное существование общества посредством адаптации индивида к среде и внедрения в со­держание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык.