6.4. Резюме
Итоги темы логично разделяются на общие (посвященные вопросам использования антропологических материалов в целях изучения этнической истории) и частные (мы наиболее подробно рассмотрели пример одной этногенетической реконструкции - проблемы сложения русских и других восточнославянских народов).
Итак, что представляет собой этническая антропология как историческая дисциплина:
Формирование и поддержание биологической изменчивости (популяционных и расовых особенностей) тесно связано с ходом истории человечества. В связи с этим, справедливо обратное заключение - антропологический материал потенциально представляет большое значение для решения исторических проблем, и в особенности вопросов этногенеза.
Этническая антропология - это раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). Полученные в результате этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов).
Исторически определившееся единство по языку, религии (или идеологии) и традициям (то есть чертам культуры в целом), а также территории и типу хозяйства характеризует этнические общности людей. Иначе говоря, этнос - объединение людей на основании общего самосознания, самоопределения (этнонима) и истории.
Часто, говоря о популяции и об этносе, мы имеем дело с одной и той же группой населения, имеющей общее происхождение и географическую локализацию (ареал). Это в свою очередь означает, что могут возникать устойчивые параллели между биологическими характеристиками группы (антропологическими признаками) и этническими определителями. Отмечаемые параллели не абсолютны, они определились исторически и также исторически нарушаются.
Этническая антропология - несомненно, полезная, но потенциально опасная область знания. Если вы видите, что автор пытается обосновать выявленную статистическую закономерность там, где она не имеет логичного научного обоснования, стоит задуматься над подлинными целями его работы.
Методическая последовательность и строгость являются теми положительными чертами, которые характеризуют отечественные работы в области этнической антропологии.
Какого рода информацию предоставляет исследователям антропологический материал:
Будучи важнейшим источником исторических реконструкций, антропологический материал охватывает практически всю историю человечества. Строение тела, особенности черепа и скелета - полигенные признаки, устойчивые к изменению. Благодаря этому происхождение физического типа народов может быть прослежено через многие поколения людей - мы устанавливаем факт преемственности современного и древнего населения.
Наиболее важная функция антропологического материала как исторического источника - возможность фиксировать примесь инородных этнических элементов, то есть факт масштабной миграции населения. Появление новых элементов в языке и культуре совсем не обязательно свидетельствует о притоке нового населения. Возникновение же на данной территории нового антропологического комплекса почти однозначно говорит о приходе значительной массы нового населения.
Под автохтонным принято понимать, как правило, длительное развитие, происходящее в пределах ограниченного региона, без существенных влияний извне, то есть вариант развития в условиях отсутствия масштабных миграций и смешения (один из очевидных вариантов изоляции).
Специфичные антропологические черты могут формироваться в результате миграции, смешения или длительного автохтонного существования. Одним из механизмов их возникновения является действие т.н. генетико-автоматических процессов. Эффект этого явления определяется демографическими параметрами популяции (ее объемом, плотностью и долей населения, участвующего в репродуктивном процессе).
Дрейф генов - это случайные изменения частот генов (аллелей) в ряду поколений, происходящие как результат ошибки выборки гамет при скрещивании в небольших по численности популяциях (его наиболее частые варианты - т.н. эффект бутылочного горлышка и эффект основателя популяции).
Этнос, как правило, представлен группой из нескольких популяций, а отдельная популяция очень часто бывает полиэтничной, то есть может включать в свой состав локальные общности людей, осознающих себя как представителей отдельных этносов.
Этнический фактор способствует появлению устойчивых внутрипопуляционных барьеров, причем его действие часто опосредовано социальной организацией населения.
Структурированность популяции, т.е. ее подразделенность на более мелкие локальные группы, оказывает непосредственное влияние на антропологические особенности населения. Происходит это вне зависимости от принципа (этнический, социальный и т.п.), по которому устанавливаются внутрипопуляционные барьеры.
В ходе изучения происхождения современного русского и восточнославянского населения антропологи пришли к ряду важных выводов:
о гомогенности антропологического облика русских как населения, вписывающегося в картину изменчивости европеоидных типов;
о существовании локальных (региональных) антропологических вариантов в составе этого населения, различия между которыми невелики, но весьма отчетливы;
отметили факт единства средневекового славянского населения в целом (данным краниологии прослежена его близость его к древним балтам и явные отличия от германских народов);
о том, что, начиная как минимум с савромато-сарматского времени, формируется антропологический пласт, вплоть до позднего средневековья определяющий особенности физического типа населения Восточной Европы;
Кроме того, было установлено, что:
антропологическая дифференциация средневекового восточнославянского населения в значительной мере отражает антропологический состав населения Восточной Европы до прихода славян;
в эпоху позднего средневековья дисперсность (степень различия) антропологических черт в этом населении значительно ослабевает, что особенно четко проявляется в материалах по современному русскому населению;
при этом, в целом, восточнославянское население остается более гетерогенным. Это обусловлено влиянием субстрата - того местного населения, ассимилируя которое, славяне поэтапно осваивали новые территории. Антропологические данные по древнейшим эпохам свидетельствуют о глубинных истоках этого субстрата на территории Восточной Европы.
Наконец, данные антропологии позволяют сделать заключение о существовании исходного антропологического единства славян, очертить примерные границы их исходного ареала (прародины), понять причины антропологического разнообразия населения на разных этапах его этнической истории с древнейших времен и до наших дней.
- Богатенков дмитрий владимирович
- Дробышевский станислав владимирович
- Алексеева татьяна ивановна
- Благодарности
- Методические рекомендации "введение в антропологию"
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Желаем успешной работы!
- Программа курса "введение в антропологию"
- 1.5. Развернутая структура курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Раздел II. Происхождение человека
- Раздел III. Расовая и этническая антропология
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- Биологические науки:
- Физические науки:
- Социальные науки:
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Классики Антропологии
- Вопросы для самопроверки Вопросы для самопроверки к теме 1
- Вопросы для самопроверки к теме 2
- Вопросы для самопроверки к теме 3
- Вопросы для самопроверки к теме 4
- Вопросы для самопроверки к теме 5
- Вопросы для самопроверки к теме 6
- Вопросы для самопроверки к теме 7
- Вопросы для самопроверки к теме 8
- Вопросы для самопроверки к теме 9
- Список литературы Список литературы к теме 1
- Список литературы к теме 2
- Список литературы к теме 3
- Список литературы к теме 4
- Список литературы к теме 5
- Список литературы к теме 6
- Список литературы к теме 7
- Список литературы к теме 8
- Список литературы к теме 9
- Темы курсовых работ и рефератов Темы курсовых работ и рефератов к теме 1
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 2
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 3
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 4
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 5
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 6
- Темы курсовых работ и рефератовк теме 7
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 8
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 9
- Хрестоматийный материал к теме 5
- Хрестоматийный материал к теме 6
- Хрестоматийный материал к теме 7
- Хрестоматийный материал к теме 8
- Хрестоматийный материал к теме 9