20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность.
Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.
Отражение — это результат взаимодействия, в котором фиксировано то, что принадлежит отражаемому телу.
Ощущения составляют начальную форму психики животных, Психика не является свойством живой материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи.
Психика — это способность живых существ создавать чувственные и сообщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Структура психики человека включает эмоциинально-чувственный компонент, волевую регуляцию и память.
- Эмоционально-чувственный компонент составляет основание психики.
Эмоции (чувства) —это следствие, реакция на реальность, а также и причина, предпосылка второго компонента структуры психики — волевой регуляции.
- Воля, обнаруживает себя в ситуациях выбора, принятья решения и его осуществления, подготавливает соответствующий акт сознания, определяет меру ориентационной устойчивости.
- Третий компонент структуры психики представлен памятью. Память — это способность человека сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности.
Что касается структуры сознания, то традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную.
Онтологическая представлена уровнями осознания, надсознания и самосознания.
«Осознание» — это уровень, где информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности.
«Надсознание» —выходит за уровень «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. Результатом этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории.
Третьим уровнем является «самосознание». Самосознание носит интровертивный характер, ибо направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях.
Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Сознание есть высшая форма отражения, присущая только человеку и является свойством, происхождением, результатом и орудием его деятельности. А деятельность человека (в силу специфики выживания рода) есть деятельность по приспособлению окружающей среды, а не приспособления к ней. Сознание, таким образом, есть отражение познания действительности, в то же время – условие, основание и постановка цели его деятельности. Сознание – высшая форма отражения, формирования целей и принятие решений в его деятельность. Сознание – активное, творческое отражение действительности человеком.
Можно выделить также: бессознательные и сознательные уровни.
Бессознательное: 1) это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естеств. и искусств. отключении сознания, 2) это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действию, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (подсознательное), 3) в немарксиской фил-фии и психологическ. литер-ре термин «бессознат.» часто употребл. как обознач. особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления,смысл которых определ. инстинктами и недоступен сознанию. Наиболее полное развитие данное представление о бессознательном получило во Фрейдизме. Согласно этой концепции психика образ. из 3-х слоев: а) бессознательное – глубинный фундамент психики, опред. всю созн. жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессозн-ное влечение к наслаждению и смерти (инстинкт агрессии) – смысловое содержание всех эмоций и переживаний. 2) подсознательное (или предсознательное) – это особая пограничная область м/ду сознанием и бессозн-ным. В эту область прорыв-ся бессознат. влечения, и здесь же особая психическая «инстанция», порожденная обществ. жизнью человека, его «сверх-Я» (или совесть), подвергает их строгой цензуре. 3) сознание – это поверхн. поведение психики на стыке с внешним миром, и зависит оно прежде всего от бессознат. сил. Бессознат. – как причина всех сознат. актов присутствует в концепциях Гербарда, Щопенгауэра и др. идеалистов.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.