Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела — на естественно-научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную (от лат. humanitas— человеческая природа), в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты. Различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно-научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек-субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественно-научные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Зачастую такое сопротивление сопровождалось полным отрицанием естественно-научных методов познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Возникновение новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования, значительное влияние научно-технической революции способствовали в современной науке снятию былой конфронтации между естествоиспытателями и гуманитариями и использованию методов естествознания гуманитариями и наоборот. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы в своих исследованиях. Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей представляется необходимым как для применения естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитариями, так и для того, чтобы иметь четкое представление о научной картине мира, выработанное современным естествознанием.
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- Античная наука с VI — IV вв. До н.Э. До XVI в.
- 2. Становление классического естествознания XVI—XVIII вв., переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Связано с именами н. Коперника, г. Галилея, и. Кеплера, р. Декарта, и. Ньютона.
- Научные революции
- 3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв.
- Глобальный эволюционизм
- Элементарные частицы
- Солнечная система
- 8 Больших планет расположены следующим образом (отсчет от Солнца): Меркурий;
- Пространство и время : понятия и основные свойства
- Общая теория относительности
- Учение Вернадского о ноосфере
- Современные научные представления о макромире
- Мегамир
- Структура Вселенной
- Фундаментальные взаимодействия
- Экология
- Экологические проблемы
- Учение Вернадского о биосфере
- Снергетика - теория самоорганизации систем.
- Сходство и различие человека и животного
- Концепция возникновения жизни на земле
- Клетка как структурная единица живых организмов
- Общая теория систем.