1. Биология как наука. Предмет и объект исследования. Система биологических наук. Методы биологических исследований.
Биология — комплекс наук о живой природе. Биология как наука изучает строение, жизнедеятельность, происхождение живых существ, их взаимоотношения между собой и с окружающей средой. В биологию входят поднауки, такие как экология.
Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.
К основным методам науки относятся следующие:
Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте.
Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения –гипотезы.
Частными научными методами в биологии являются:
Генеалогический метод – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.
Исторический метод – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.
Палеонтологический метод – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т. д.
Цитологический, или цитогенетический, – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.
У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Носители жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов. Это важно понять, т. к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.
-
Содержание
- 1. Биология как наука. Предмет и объект исследования. Система биологических наук. Методы биологических исследований.
- Уровни организации живой материи.
- Понятие о макро- и микроэлементах. Неорганические вещества. Вода, ее свойства и функции в живых организмах. Минеральные соли и их значение.
- Липиды. Свойства и функции триглицеридов. Фосфолипиды, сфинголипиды, гликолипиды, их строение и функции в живых организмах.
- Белки, аминокислоты, их строение. Образование полипептидов. Денатурация и ренатурация белков.
- Классификация белков. Функции белков. Ферменты. Влияние внешних и внутренних факторов на работу ферментов. Ингибирование ферментов.
- Нуклеиновые кислоты. Структура днк и рнк. Функции нуклеиновых кислот
- Биологически активные вещества: гормоны, витамины и др.
- Открытие клетки. Создание клеточной теории и ее основные положения. Дальнейшее развитие учения о клетке.
- Строение клетки. Биологические мембраны, их строение и функции. Перенос веществ через плазмалемму. Эндоцитоз. Экзоцитоз.
- Гиалоплазма. Цитоскелет. Микротрубочки и микрофиламенты, их строение и функции.
- Цитоплазма и ее органеллы. Эпр, кг, лизосомы, их строение и функции
- 15. Ядро (строение и функции).
- Хромосомы. Упаковка генетического материала, организация генов.
- Генетический код. Свойства генетического кода. Матричные процессы в клетке. Схема биосинтеза белка.
- Понятие о клеточном цикле. Интерфаза и ее периоды. Простое бинарное деление. Митоз, фазы митоза. Амитоз.
- Понятие наследственности. Законы г. Менделя.
- Ткани и органы растений.
- Органы растений
- 48. Понятие экосистемы. Структура экосистем. Устойчивость экосистем. Цепи и сети питания
- 44. Вид как био.Система, признаки и критерии вида.
- Видообразование. Факторы видообразования. Изоляция. Общая схема микроэволюции.
- Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Прогресс и регресс в эволюции. Способы достижения биологического прогресса.
- 43. Онтогенез
- 47. Трофический уровень.
- Сцепленное наследование. Кроссинговер.
- Врожденные и наследственные заболевания
- 35. Типы изменчивости. Модификационная изменчивость
- 34. Хромосомная теория наследственности
- Взаимодействие неаллельных генов
- Взаимодействие аллельных генов
- 37. Генотипическая изменчивость
- 51. Синтетическая теория эволюции
- 49. Динамика экосистем
- Сукцессии и дигрессии:
- 46. Видовая и пространственная структура биоценоза
- Половое размножение.
- Способы размножения живых организмов. Эволюция размножения
- 36. Мутационная изменчивость