7.3.3. Зубной возраст
У человека имеются две генерации зубов (смены или поколения), то есть характерен дифиодонтизм, а зубная система относится к гетеродонтному типу - зубы дифференцированы на отличающиеся по морфологии и функции группы:
в молочной генерации - это резцы (dentes incisive, или i), клыки (d. canini, или c), и моляры (d. molares, или m);
в постоянной - это резцы (I), клыки (C), премоляры (dentes praemolares, или P) и моляры (M).
Типичное число зубов в молочной смене равно 20, в постоянной - 32, а зубные формулы человека аналогичны формулам низших узконосых и антропоморфных обезьян, и имеют вид: i22 c11 m22 для молочной генерации и I22 C11 P22 M33 - для постоянной. Молочные зубы начинают развиваться уже на 6-й неделе внутриутробной жизни. Эпителиальные клетки ротовой полости делятся, образуя зубные зачатки. Зачатки увеличиваются в размерах и внедряются в мезенхиму, образуя эмалевые органы. Последние постепенно становятся вогнутыми и приобретают характерные очертания зуб
Клетки эмалевого органа дифференцируются на наружные и внутренние:
клетки внутреннего слоя окружают часть мезенхимы - зубной сосочек, из которого развивается дентин и пульпа (зубная мякоть).
одновременно с образованием дентина, наружные клетки эмалевого органа снова дифференцируются и превращаются в амелобласты - клетки, образующие эмаль.
Параллельно с этим происходит формирование костной (челюстной) основы. Наконец, в челюстной кости образуется углубление - альвеола зуба, в которой и помещается растущий зуб, и к которой подходят кровеносные сосуды и нервы. Схематически весь этот процесс представлен на рисунке. После того, как постоянный зуб достигает своего дифинитивного статуса, дальнейшее изменение его размера, формы и структуры прекращается - происходит только питание, иннервация и замена клеток его неэмалевой части. Определение биологического возраста по одонтологическим признакам проводится на основе подсчета числа прорезывающихся зубов и последовательности их прорезывания. Эти данные сопоставляются с разработанными стандартами, в результате чего мы получаем интервальную оценку возраста индивида - зубной возраст. Интервалы эти невелики, а границы их довольно постоянны - зубной возраст определяется с точностью до года, и иногда еще точнее. Это большое преимущество метода по сравнению со всеми прочими критериями. Однако зубной возраст наиболее информативен только в периоды прорезывания зубов молочной генерации (в среднем от 6 месяцев до 2 лет) и постоянной генерации (от 5-6 до 13-14 лет, без учета третьих моляров), то есть хронологические границы применения этого критерия сравнительно узки (табл. 7.8).
Таблица 7.8. Нормальные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов (для европеоидных популяций)(по: Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964; Зубов А.А., 1973) | ||
Зубы (название и обозначение) | Возрастные пределы* | |
Молочная смена | Постоянная смена | |
Резцы | ||
Внутренние (медиальные) (i1 и I1) | 6-8 месяцев | 6-8 лет |
Наружные (латеральные) (i2 и I2) | 7-12 месяцев | 7-9 лет |
Клыки | ||
Клыки (с или С). | 16-20 месяцев | 10-14 лет |
Премоляры (или предкоренные) | ||
Первые (Р1) | нет | 9-12 лет |
Вторые (Р2) | нет | 11-13 лет |
Моляры (или коренные) | ||
Первые (m1 и M1) | 12-16 месяцев | 6-7 лет |
Вторые (m2 и M2) | 20-30 месяцев | 12-13 лет |
Третьи (m3 и M3) | нет | (7,5)17-22(28) лет** |
Таким образом, обычная последовательность прорезывания молочной смены зубов имеет вид: i11i22 m11 c m22 , причем первыми обычно прорезываются i1 (медиальные резцы нижней челюсти). По ходу прорезывания постоянной генерации молочные зубы рассасываются, начиная с верхушечного отдела корня. Неэмалевая основа зуба (дентин и пульпа, с кровеносными сосудами и нервами) постепенно лизируется, и в конечном счете от молочного зуба остается лишь коронка, состоящая из остатков дентина и зубной эмали. Этот процесс асимметричен, поскольку в первую очередь начинают рассасываться части корня, лежащие ближе к зачаткам формирующихся постоянных зубов. Последние располагаются для разных типов зубов неодинаково. Формула прорезывания постоянных зубов фиксирует гетерохронность их появления: Ml Il I2 Pl P2 C M2 MЗ (верхний зубной ряд) и M1 I1 I2 C P1 P2 M2 M3 (нижний ряд). Эта неодновременность связана с тем, что в нижней челюсти клык обычно появляется раньше премоляров, а в верхней - позже. Соблюдая общую последовательность, постоянные зубы нижней челюсти появляются немного раньше, чем зубы верхнего ряда, а скорость их появления выше, чем в верхнем ряду. Наконец, различна и длительность прорезывания отдельных зубов постоянной генерации: самым долгим этот период бывает у вторых премоляров, а наиболее коротким - у первых моляров и первых резцов. В общем виде сроки и последовательность прорезывания обеих генераций представлена на рисунке. Половой диморфизм проявляется в особенностях размеров и морфологии зубов, впрочем, весьма слабо. А вот сроки прорезывания отчетливо выше у девочек, в сравнении с мальчиками. Максимальные отличия отмечены для времени появления клыков нижней челюсти (до 11-12 месяцев быстрее у девочек). То же относится и к скорости, с которой идет появление зубов постоянной генерации - в среднем она выше у девочек. На протяжении последних столетий отмечается ретардация прорезывания МЗ3 (третьих постоянных моляров). Срок прорезывания их чрезвычайно непостоянен - от 7,5-8,0 до 18-27 лет и старше. Например, в 22 года они отсутствуют у 30% мужчин и почти половины женщин (Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999. С. 151). Хотя еще в первой половине XX в. обычными были цифры 17-19 лет и меньше. Вполне обычной становится также и их полная редукция (то есть все чаще встречаем зубную формулу I22 C11 P22 M22). Причина этих перемен - эпохальные изменения морфологии черепа и связанная с этим тенденция укорочения альвеолярных дуг верхней и нижней челюсти. Так и хочется сказать, что "эволюция идет на наших глазах". И эти слова недалеки от истины. Действительно эволюционный процесс продолжается. Он действительно связан с онтогенетическими перестройками. Но с позиции эволюции одно столетие - почти мгновенье, так что в случае с зубами мудрости и изменениями лицевого скелета мы можем говорить лишь о наметившейся эпохальной тенденции в изменчивости признаков (см. ниже). Редукция третьих моляров далеко не единственный одонтологический признак, демонстрирующий эпохальную тенденцию ретардации (например, см.: Зубов А.А., 1973).
К числу близких явлений относится и ряд других отклонений:
нарушение последовательности прорезывания зубов (часто встречается последовательность I11 M11, I22 M11, или даже P11 C),
проявления гиподонтии (кроме M33, встречается полная редукция I2, I1 и P),
случаи ретенции, краудинг и так называемые "волчьи" зубы,
наконец, встречается персистенция молочных зубов - молочный зуб не рассасывается и остается в одном ряду с зубами постоянной генерации.
Очень редко наблюдается гипердонтия - развитие "лишнего", 33-го зуба, как правило, одного. Наконец, чрезвычайно редки случаи необычного явления - так называемые натальные, или неонатальные, зубы, которые присутствуют у ребенка на момент рождения или прорезываются в течение первого месяца жизни. Зубы такой добавочной "предмолочной" генерации быстро выпадают (Морфология человека, 1990. С. 183). Приведенные факты возрастной изменчивости еще более интересны, так как развитие зубной системы считается процессом, имеющим высокую степень генетической детерминации. Об этом мы уже говорили в разделе, посвященном расовому и этническому разнообразию. Об этом же прямо свидетельствуют результаты исследования моно- и дизиготных близнецов. Число молочных и постоянных зубов, несомненно, высоко наследственно обусловлено, причем в наибольшей степени это относится к последним (табл.7.9).
Таблица 7.9. Коэффициенты внутрипарной корреляции и показатели Хольцингера для числа молочных и постоянных зубов* (подробнее, см.: Никитюк Б.А., 1978. С. 41) | ||||||
Число зубов | Пары мальчиков | Пары девочек | ||||
МЗ** | ДЗ | Н | МЗ | ДЗ | Н | |
Молочных | 0.989 ±0.003 | 0.975 ±0.007 | 0.56 | 0.983 ±0.010 | 0.904 ±0.019 | 0.61 |
Постоянных | 0.992 ±0.003 | 0.974 ±0.007 | 0.69 | 0.981 ±0.006 | 0.765 ±0.055 | 0.92 |
Зубы, прорезывающиеся раньше, имеют более высокий показатель Хольцингера (Н) по признакам длительности, синхронности и срока прорезывания, по сравнению с зубами, появляющимися позже. Так для медиальных резцов и первых моляров значение Н вообще равно 1.0. Строго говоря, это свидетельствует о 100% генетическом контроле и уходе из-под воздействия модифицирующих факторов. Но не стоит забывать, что последняя фраза имеет продолжение: "…в данной обследованной группе населения или антропологической выборке" (Никитюк Б.А., 1978. С. 41-43).
- Богатенков дмитрий владимирович
- Дробышевский станислав владимирович
- Алексеева татьяна ивановна
- Благодарности
- Методические рекомендации "введение в антропологию"
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Желаем успешной работы!
- Программа курса "введение в антропологию"
- 1.5. Развернутая структура курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Раздел II. Происхождение человека
- Раздел III. Расовая и этническая антропология
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- Биологические науки:
- Физические науки:
- Социальные науки:
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Классики Антропологии
- Вопросы для самопроверки Вопросы для самопроверки к теме 1
- Вопросы для самопроверки к теме 2
- Вопросы для самопроверки к теме 3
- Вопросы для самопроверки к теме 4
- Вопросы для самопроверки к теме 5
- Вопросы для самопроверки к теме 6
- Вопросы для самопроверки к теме 7
- Вопросы для самопроверки к теме 8
- Вопросы для самопроверки к теме 9
- Список литературы Список литературы к теме 1
- Список литературы к теме 2
- Список литературы к теме 3
- Список литературы к теме 4
- Список литературы к теме 5
- Список литературы к теме 6
- Список литературы к теме 7
- Список литературы к теме 8
- Список литературы к теме 9
- Темы курсовых работ и рефератов Темы курсовых работ и рефератов к теме 1
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 2
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 3
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 4
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 5
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 6
- Темы курсовых работ и рефератовк теме 7
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 8
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 9
- Хрестоматийный материал к теме 5
- Хрестоматийный материал к теме 6
- Хрестоматийный материал к теме 7
- Хрестоматийный материал к теме 8
- Хрестоматийный материал к теме 9