Экология
Термин "экология" (от греческого oikos— жилище) предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки об организмах "у себя дома", т. е. о взаимоотношениях организмов, в первую очередь диких, и среды их обитания. Примерно с 60-х гг. XX в. под экологией (наукой об окружающей среде) стали понимать науку о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, сообществ, экосистем. Экология изучает взаимодействие организмов с окружающей средой, создавая целостную картину на основе всей доступной информации. При этом термодинамический подход играет одну из ведущих ролей. Экология сформировалась в принципиально новую интегрированную дисциплину, связывающую физические и биологические явления и образующую мост между естественными и общественными науками. Если учение о биосфере подняло биологию с уровня отдельных видов к целостности высшего порядка, то экология изучает различные уровни целостнсти, промежуточные между организменным и глобальным. Экология показала, что живой мир — не совокупность живых существ, а единая система, связанная 453
множеством цепочек обитания и иных взаимоотношений. Если даже небольшая часть его погибнет, погибнет и все остальное. К важным выводам экологии, отмечавшимся еще Вернадским, можно отнести следующие:
каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной связи со средой, т. е. с другими организмами и неживой природой;
жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире распространялись по планете, стимулируя перераспределение энергии и веществ;
размеры популяций возрастают до тех пор, пока среда может выдерживать их дальнейшее увеличение, после чего достигается равновесие. Численность их колеблется вблизи равновесного уровня.
Принцип равновесия играет в живой природе огромную роль. Равновесие существует между видами, и смещение его в одну сторону, скажем уничтожение хищников, может привести к исчезновению жертв, которым не будет хватать пищи. Естественное равновесие существует также между организмом и окружающей его неживой средой. Великое множество равновесий поддерживают общее равновесие в природе. В экосистемах необходим период эволюционного приспособления к условиям среды, который называется адаптацией. В экологии наибольшее значение для изучения структуры ее систем приобретает анализ тех трофических, или пищевых связей, которые соединяют различные популяции друг с другом. В экосистеме можно выделить два уровня: - на верхнем, автотрофном уровне, который называют также зеленым поясом, мы встречаемся с растениями, содержащими хлорофилл и перерабатывающими солнечную энергию и простые неорганические вещества в сложные органические соединения. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные им для жизни химические элементы в биосфере из окружающей их материи и не требуют для построения своего тела готовых соединений другого организма.
- на нижнем, гетеротрофном уровне происходит преобразо вание и разложение этих органических соединений в простые. Таким образом, в механизме трофических связей можно выделить следующие элементы:
продуценты автотрофных организмов, главным образом зеленых растений, которые могут производить пищу из простых неорганических веществ;
фагототрофы, к которым принадлежат гетеротрофные животные, питающиеся другими живыми организмами, растительными и животными;
сапротрофы, которые получают энергию путем разложения мертвых тканей или растворенного органического вещества.
Одна из характерных черт всех экосистем состоит в том, что в них происходит постоянное взаимодействие автотрофных и гетеротрофных подсистем организмов. Такое взаимодействие приводит к круговороту вещества в природе, несмотря на то что иногда организмы разделены в пространстве. Автотрофные процессы наиболее интенсивно протекают в зеленом ярусе системы, где растениям доступен солнечный свет, в то время как на нижнем ярусе усиленно протекают гетеротрофные процессы. Экологическая проблема с точки зрения ее генезиса воспроизводит ступени развития противоречия между природой и обществом как развития любого противоречия: от единства и равновесия к дисгармонии и конфронтации. Исходя из характера взаимоотношений общества с природой и специфики формирующейся при этом социокультурной сферы, а также на основе анализа факторов ее функционирования и развития, выделяют три периода в генезисе экологической проблемы: I период — биогенный (адаптационный, собирательский, присваивающий); II период — техногенный (частично преобразовательный): 1-й этап — аграрный; 2-й этап — индустриальный; III период — ноосферный. В экологическом отношении мы живем в условиях перехода от IIпериода к III, некоторые авторы именуют нынешнее состояние взаимоотношений природы и общества "второй научно-технической" или "экологической" революцией.
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- Античная наука с VI — IV вв. До н.Э. До XVI в.
- 2. Становление классического естествознания XVI—XVIII вв., переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Связано с именами н. Коперника, г. Галилея, и. Кеплера, р. Декарта, и. Ньютона.
- Научные революции
- 3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв.
- Глобальный эволюционизм
- Элементарные частицы
- Солнечная система
- 8 Больших планет расположены следующим образом (отсчет от Солнца): Меркурий;
- Пространство и время : понятия и основные свойства
- Общая теория относительности
- Учение Вернадского о ноосфере
- Современные научные представления о макромире
- Мегамир
- Структура Вселенной
- Фундаментальные взаимодействия
- Экология
- Экологические проблемы
- Учение Вернадского о биосфере
- Снергетика - теория самоорганизации систем.
- Сходство и различие человека и животного
- Концепция возникновения жизни на земле
- Клетка как структурная единица живых организмов
- Общая теория систем.