logo
Алексеева Т

7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза

Многофакторное явление, каковым является процесс развития человека нелегко представить в виде простой схемы. Дело в том, что при строгом научном подходе, такая периодизация должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии и социологии и др. И при этом она должна быть достаточно простой и наглядной, чтобы иметь применимость в практике той же биологии, психологии, медицины и педиатрии.      Логичное следствие из сказанного - существует огромное количество разных вариантов периодизации онтогенеза человека и ни один из них нельзя на настоящий момент признать более правильным, чем другой. Однако среди них есть менее и более удачные. Вспомните, близкую ситуацию мы наблюдали при попытке классификации расового состава населения планеты. Похоже и решение проблемы - исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тем схемам, которые наилучшим образом соответствуют данному аспекту (объекту изучения). Так сама практика работы выбирает наиболее "жизнеспособные" из предлагаемых теоретических вариантов. Рассмотрим некоторые из них.

В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет).      Весьма успешно применяются в практике палеоантропологических исследований схемы, основанные на данных о развитии зубной системы, костей черепа и посткраниального скелета (периодизации по типу "Infantilis-Sinilis"). Впервые такая схема была представлена в фундаментальных трудах Р. Мартина (Martin R., 1928; Martin R., Saller K., 1956 и др.). Пять основных периодов развития были определены удачно, и в дальнейших модификациях уточнению подлежали только возрастные лимиты для отдельных этапов (см. например: Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964; Уайнер Дж., 1968). В исследовательской практике, как правило, особо оговаривается еще и период новорожденности (nb, условно - от рождения до 10 дней жизни) (табл. 7.5).

Таблица 7.5. Примеры модификации возрастной периодизации Р. Мартина и К. Заллера

Возраст (основные периоды и категории)*

Возрастные пределы (с уточнениями)

В.П. Алексеев и Г.Ф. Дебец

Дж. Уайнер

Новорожденность (nb)

(первые 10 дней)

(первые 10 дней)

Детство (Infantilis)

первое (Infantilis I)

nb - 6-7 лет

nb - (6-7) лет

второе (Infantilis II)

до 12-13 лет

(7-8) - 12-13 лет

Юношеский (Juvenis)

до 17-18 лет

до 19-20 лет

Взрослый (Adultus)

первый (Adultus I)

19-(24) лет

20-(29) лет

второй (Adultus II)

(25)-34 лет

(30)-40 лет

Зрелый (Maturus)

первый (Maturus I)

35-(44) лет

40-(59) лет

второй (Maturus II)

(45)-55 лет

(50)-59 лет

Старческий (Senilis)

56 лет и старше

старше 60 лет

Практическое применение находят системы А.В. Нагорного, И.А. Аршавского, В.В. Бунака, А.Ф. Тура, Д. Гайера и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа (табл. 7.6).

Таблица 7.6. Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г.(Морфология человека, 1990. С. 17)

Стадия

Период

Возраст

Пол

Мужской

Женский

Прогрессивная

Внутриутробный цикл

Эмбриональный

0-8 недель

Переходный

9-16 недель

Фетальный

ранний

4-6 месяцев

средний

7-8 месяцев

поздний

8-10 месяцев

Внеутробный цикл

Младенческий

начальный

1-3 месяцев

средний I

4-6 месяцев

средний II

7-9 месяцев

конечный

10-13 месяцев

Первое детство

начальный

1-4 лет

конечный

5-7 лет

Второе детство

начальный

8-10 лет

8-9 лет

конечный

11-13 лет

10-12 лет

Подростковый

14-17 лет

12-16 лет

Юношеский

18-21 лет

17-20 лет

Стабильная

Взрослый

первый

22-28 лет

21-26 лет

второй

29-35 лет

27-32 лет

Зрелый

первый

36-45 лет

33-40 лет

второй

46-55 лет

41-50 лет

Регрессивная

Пожилой (предстарческий)

первый

56-63 лет

51-57 лет

второй

64-70 лет

58-63 лет

Старческий

первый

71-77 лет

64-70 лет

второй

78-83 лет

71-77 лет

Позднестарческий

84 лет и более

78 лет и старше

Наконец, пожалуй, наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.) (табл. 7.7).

Таблица 7.7. Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов

Периоды

Возраст и пол

Некоторые характерные возрастные события

Мужской

Женский

Новорожденные

от рождения до 10 дней

Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела.

Грудной возраст

от 10 дней до 1 года

Начало питания "зрелым" молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.

Раннее детство

1-3 года

Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь.

Первое детство

4-7 лет

Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Второе детство

8-12 лет

8-11 лет

Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.

Подростковыйвозраст

13-16 лет

12-15 лет

Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.

Юношеский возраст

17-21 лет

16-20 лет

Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.

Первый зрелый возраст

22-35 лет

21-35 лет

Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

<Второй зрелый возраст /i>

36-60 лет

36-55 лет

Пожилой возраст

61-74 лет

56-74 лет

Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".

Старческийвозраст

75-90 лет

Долгожители

старше 90 лет

Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.

Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста.

Две последние системы на настоящий момент следует признать наиболее удачными и применимыми для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики - они наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и соответствуют им.      Большинство схем похожи в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы. Поэтому мы подытоживаем наш краткий обзор важным практическим замечанием: в любом случае, говоря о том или ином этапе возрастного развития человека, не забывайте упомянуть, какой из схем Вы придерживаетесь. Иначе, даже самая замечательная Ваша мысль может быть понята превратно.