logo
Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биоэтика

1. Человек в системе животного мира

Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественно-научного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает, когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление - социобиология - изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественно-научным путем мозга человека, его сознания, души и т.п., которое называется нейтрофизиологией.

Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. На планете Земля людям принадлежит уникальное место среди других существ, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества - социальной сущности. Однако социальность не противопоставляет людей остальной живой природе. Человек остается включенным в систему органического мира. Люди составляют своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы.

Человек как вид имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, очень большой мозг по отношению к массе тела, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа, очень длительный период, предшествующий половому созреванию, членораздельную речь, общественный образ жизни.

Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к разделу приматов, подотряду высших.

Однако существует представление о Божественном творении человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию Своему…».

Но в науке господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Сходство человека и животного определяется вещественным составом, строением и поведением, одинаковостью эволюции человеческого зародыша и животного, а также наличием у человека рудиментарных органов. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Происхождение человека - уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным процессам. Под критериями человека понимается некое фундаментальное свойство, в котором отразилась бы специфичность человеческого общества.