logo
Опорно-двигательная система

4. Практическая работа

физиологический трубчатый окостенение конечность

Как в вашем дошкольном учреждении производятся занятия по развитию движений.

Гимнастика и массаж не исключают для ребенка необходимую потребность в движениях, свойственную его возрасту. В возрасте от 1,5 до 7 месяцев ребенок обычно бодрствует в своей кроватке, которая является для него индивидуальным манежем, если положить на матрац фанерный щит и обеспечить ребенка соответствующими его возрасту игрушками. Одним из активных и полезных движений, укрепляющих мышцы, связки туловища и конечностей, является ползание. С этой целью рекомендуется соответственно одетого ребенка спускать с 7--7,5 месяцев на теплый и чистый пол, покрытый байковым одеялом. Большое значение для движений имеет одежда, соответствующая возрасту ребенка.

Гимнастические упражнения включают пассивные, рефлекторные и активные упражнения. Пассивные упражнения производит методист, сестра или мать. Они рассчитаны на использование естественной, двигательной фазы мускулатуры ребенка. Пассивные движения применяют после 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание сгибателей и разгибателей вначале верхних, а затем нижних конечностей (с 4--5 месяцев). Рефлекторные упражнения рассчитаны на движения, протекающие по типу безусловных рефлексов, они возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивно-активные движения выполняются ребёнком самостоятельно только частично, например присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти, стояние при поддержке под мышками и т. д. Активные упражнения -- это произвольные упражнения, которые ребенок производит, самостоятельно.

Массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка и включает: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрацию. Отдельные элементы массажа применяют в зависимости от возраста.

С учетом физиологических особенностей центральной нервной системы, состояния мускулатуры, особенностей костного скелета, связочного аппарата детям в соответствии с возрастом назначают различные комплексы физических упражнений.

Примерный комплекс физических упражнений для детей в возрасте 1,5--3 месяцев:

В этом возрасте отмечается повышенный тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводят только поглаживающий массаж и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявление врожденных рефлексов -- подошвенный, спинной, ножной, и др.

Массаж рук -- поглаживание.

Массаж живота -- поглаживание.

Массаж ног -- поглаживание.

Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).

Массаж спины -- поглаживание (с 2-х месяцев).

Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения), выкладывание на живот.

Массаж стопы -- поглаживание.

Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).

Общая продолжительность занятия 5--6 минут.

Примерный комплекс физических упражнений для детей в возрасте 3--4 месяцев:

В этом возрасте исчезает повышенное напряжение мышц-сгибателей рук, устанавливается равновесие между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями, что дает возможность ввести в комплекс пассивные упражнения для рук. Кроме поглаживающего массажа, у детей этого возраста вводятся и другие приемы массажа: растирание и разминание.

Массаж рук -- поглаживание.

Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.

Массаж живота -- поглаживание и растирание.

Массаж ног -- поглаживание, растирание и разминание, кольцевое растирание голени.

Поворот со спины на живот (упражнение рефлекторное).

Массаж спины -- поглаживание, растирание, разминание.

Сгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).

Массаж стопы -- поглаживание, растирание пальцев, похлопывание.

Отведение и приведение стоп (упражнение рефлекторное). «Потанцовывание» (упражнение рефлекторное).

Общая продолжительность занятия 6--8 минут.

Примерный комплекс физических упражнений для детей в возрасте 4--6 месяцев:

Массаж рук.

Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.

Массаж живота.

Сгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).

Массаж ног.

«Топанье» (пассивное упражнение).

Поворот со спины на живот.

Массаж спины.

Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).

Массаж грудной клетки -- веерообразное поглаживание.

Попеременное сгибание и разгибание рук ребенка.

Присаживание.

Поворот со спины на живот.

Сгибание и разгибание ног (пассивное упражнение).

Поднимание ребёнка на ноги с поддержкой.

Массаж стопы.

Общая продолжительность занятия 8 - 10 минут.

Примерный комплекс физических упражнений для детей в возрасте б--9 месяцев:

У ребенка в возрасте 6--9 месяцев появляется много условных связей с окружающей средой и нарастает число активных движений.

В комплекс шире включаются активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.

Круговые движения руками (упражнение пассивное).

Массаж живота.

Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).

Массаж стоп.

Поворот со спины на живот.

Отведение плеч назад.

Массаж грудной клетки.

Попеременное сгибание и разгибание рук (упражнение пассивно-активное).

Присаживание.

Поворот со спины на живот.

Приподнимание ребенка на ноги (упражнение активное).

Присаживание,

Ползание (упражнение пассивно-активное).

Переступание (упражнение активное).

Примерный комплекс физических упражнений для детей в возрасте 9 - 12 месяцев:

У детей в возрасте 9--12 месяцев отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения.

Ребёнок уже может некоторые физические упражнения выполнять по слову взрослого. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют простейшие пособия -- кольца, палочки.

1. Круговые движения руками с кольцами.

2. Массаж живота.

Вставание на ноги (упражнение активное).

Наклон и выпрямление туловища (упражнение активное).

Присаживание (упражнение активное).

Сгибание и разгибание рук (упражнение активное).

Приседание (упражнение активное).

Ходьба за коляской (упражнение активное).

Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

Поднимание ног до палочки, лёжа на спине.

Общая продолжительность занятий 10--12 минут.

Дети в возрасте от 1 года до 3 лет еще не способны к большому и длительному мышечному напряжению и легко утомляются, нуждаются в частой смене формы движения, поэтому целесообразно физические упражнения сочетать с играми.

Заниматься гимнастикой с детьми лучше всего утром, через 30--40 минут после завтрака. До занятия необходимо проветрить комнату и заниматься при открытой форточке или фрамуге при температуре 18--20°, а летом -- на открытом воздухе в тени при температуре 20°.

Одежда ребенка во время занятий не должна стеснять его движений (майка, трусы, тапочки). Кроме того, для выполнения гимнастических упражнений нужно иметь простейшие пособия: дорожку из материи, гладко обструганную доску (длиной 1,5--2 м и шириной 30--35 см) для развития ходьбы и равновесия, деревянную лесенку для развития - лазания, корзину, обруч, сетку для бросания в них маленьких мячей, гимнастическую палку и т. д. Занятия проводятся игровым методом и сопровождаются показом и рассказом взрослого. В возрасте от 1 года до 3 лет дети хорошо понимают речь взрослого и поэтому могут уже выполнить некоторые упражнения по словесной инструкции.

С детьми второй младшей группы (четвертый год жизни) проводят физкультурные занятия, а также утреннюю гимнастику. Физкультурные занятия состоят из трех частей: непродолжительной вводной, подготавливающей организм; основной, включающей подвижные игры и упражнения в основных движениях; заключительной, в результате которой организм возвращается в исходное состояние. Упражнения и подвижные игры подбирают, с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правильного положения туловища, головы, плечевого пояса.

Нагрузка в подвижных играх и упражнениях должна строго дозироваться. Детям не рекомендуется давать упражнения с длительным статическим напряжением мышц, а также силовые упражнения, требующие задержки или напряжения дыхания. Надо следить за тем, чтобы во время физических упражнений дети дышали через нос. Общая продолжительность физкультурных занятий для детей 3--5 лет 20--25 мин., 6--7 лет 30--35 мин. Для большего эмоционального подъема детей, выработки у них чувства ритма и темпа физические упражнения желательно проводить под музыку.

Разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др.- позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными и менее утомительными.

Все рекомендованное спортивное оборудование, в групповой комнате разместить нельзя, поэтому там, где это возможно, физкультурные занятия лучше проводить в специально оборудованных помещениях, площадь которых не менее 3 м2 на ребенка.

В теплое время года занятия по развитию движений следует проводить на воздухе. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений: дети занимаются в майках, трусах, носках и тапочках.