Академик Гамалея

реферат

Студенческие годы

В дни, когда Николай Гамалея поступил в университет, там еще не забыли имена создавших ему славу учёных, таких, как физиолог И. М. Сеченов и бактериолог Л.С. Ценковский. Работал там также известный зоолог А.О. Ковалевский. Профессуру украшало имя будущего лауреата Нобелевской премии, самого молодого профессора университета, 27-летнего Ильи Ильича Мечникова, сыгравшего немалую роль в судьбе Николая Федоровича.

Обаятельный человек, И.И. Мечников оказывал огромное влияние на студентов, вовлекая их в науку. В их числе оказался и Николай Гамалея. Уже здесь, в зоологической лаборатории университета, наметилась длившаяся ряд лет дружба двух будущих корифеев микробиологии - та дружба, которая в скорее принесла плодотворные результаты, прославившие отечественную науку.

Придя в университет, молодой Гамалея увлёкся сначала химией. Химию сменила физиология. Эту науку преподавал ученик и преемник Сеченов П.А. Спиро, считавшийся искусным экспериментатором. Зоологию он слушал в группе Мечникова.

- В мое время, - говорил Николай Федорович, - было очень хорошо учиться на естественном отделении. На лекциях речь шла о замечательных открытиях естествознания, о законе сохранения и превращения энергии, о великом открытии Чарльза Дарвина, связавшего все организмы узами общего происхождения.

Оговариваясь, что он, к сожалению, совершенно не был знаком с марксизмом, с материалистической диалектикой, Гамалея указывает на глубокое неудовлетворение философскими взглядами и биологическими теориями тех дней. Эта неудовлетворенность привела его к тому, что он принялся изучать развитие органической жизни и обратил внимание на то, что в трансформизме (имеется в виду эволюция видов животных и растений) исследуется исключительно только изменение форм - эволюционная морфология.

«Я пришел к мысли, - писал Н.Ф. Гамалея, - что должна быть создана наука об эволюции живого вещества, или состава организмов. Я назвал эту будущую науку материологией и решил заняться собранием материалов для нее. Но сначала необходимо было владеть биохимией…»

Пользуясь тем, что студенческие «русские каникулы» очень растянуты, Гамалея решил использовать это время для основательного изучения биохимии. В то время как другие студенты предавались отдыху, он зачислился (в 1877 году) слушателем немецкого Страсбургского университета. Три лета подряд студент из Одессы проработал в лаборатории видного немецкого биохимика Гоппэ-Зейлера и аккуратно посещал его лекции.

…Всю жизнь, отличаясь недюжинным здоровьем и большой физической силой, характерной для Гамалеев, Николай Федорович работал круглый год без отдыха, проявляя неоценимые качества исследователя - изобретательность и настойчивость.

По предложению своего научного руководителя он принялся за изучение влияния обильного притока кислорода воздуха на процесс брожения и гниения. Один из способов такого «кислородного дутья» заключается в использовании способности зеленых растений выделять кислород под влиянием света. С этой целью была взята элодея - водоросль, весьма быстро размножающаяся. Молодой исследователь помещал ее в бродящую жидкости и, чтоб солнце лучше вызывало выделение кислорода, составил сосуды на крышу. Однако из этого ничего не вышло, так как чересчур высокая температура губила элодею. Не вышло с элодеей, так выйдет по-иному: вместо нее была пущена в ход уксуснокислая бактерия. Но этот прием не помог.

Отметая негодные способы и приемы, экспериментатор все-таки добился успеха; он стал пропускать воздух через бродящую или гниющую жидкости и, изучаю состав жидкости после пропускания воздуха, установил, что разложение заходит гораздо дальше, чем контрольном сосуде… Работа называлась: «О влиянии обильного притока кислорода на брожение и гниение». Она в какой-то степени предопределила научный путь ученого как микробиолога. В Страсбурге он выполнил несколько научных работ. Напечатаны они, однако, не были.

Делись добром ;)