Концепция витализма в объяснении сущности живого

реферат

2. Витализм и наука

витализм биологический механицизм ханс

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, "жизненной силой". Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем "великой трагедии в науке -- убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом". "Прекрасной гипотезой" был витализм; "уродливым фактом" -- пробирка с кристаллами мочевины.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер "применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям". В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как "жизни без воздуха". Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация -- "витальное действие".

Витализм оказал влияние на некоторые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетических полей в эмбриологии, гештальтпсихология). Сильной стороной витализма была критика механистических взглядов на биологическую причинность. Некоторые высказывания виталистов предвосхитили современные взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физических науках, так и в биологии) более широких, немеханистических взглядов на причинность и с развитием системного подхода витализм утратил влияние. Ряд феноменов, которые витализм считал специфически биологическими (способность регулировать нарушения целостности, самоусложнение пространственной организации, достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в современном естествознании как типичные проявления самоорганизации любых достаточно сложных систем (как живых, так и неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством происхождения и развития жизни.

В России виталистические теории не получили большого распространения; отдельные попытки насаждения в науке виталистических идей (А. Данилевский, И.П. Бородин, теория "номогенеза" Л.С. Берга, "практический" витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших русских естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, И.В. Мичурина, А.Н. Баха, В.Л. Комарова и др. витализму был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К.А. Тимирязев опроверг утверждение витализма о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И.П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистическое решение проблемы организма как целого, разбивает реакционные вымыслы виталистов о невозможности материалистического объяснения психических явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи "психовитализма" о наличии в каждой клетке особой "клеточной души" (А. Паули, Р. Франсе и др.). А.Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистические идеи о творческой энергии "жизненной силы", преодолевающей якобы пассивность и инертность отдельных химических компонентов и формирующей их в живой организм.

Научная критика витализма с позиций диалектического материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качественного своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистических сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на определенной ступени развития природы; разрыва между органической и неорганической природой не существует. Современное материалистическое естествознание полностью подтверждает эти положения диалектического материализма.

Достижения материалистической биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистических идей.

Делись добром ;)