logo
Концепции современного естествознания

1. Основные формы научного знания

К основным формам научного знания относят: теорию, проблему, гипотезу, идею, принцип, закон.

Теория - 1) это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности;

2) самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, то есть в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях.

Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации:

1) с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и выявлении на уровень теоретического исследования,

2) с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания. Термин "гипотеза" используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.

Идея - мысленное постижение явлений объективной реальности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея есть познание и стремление человека. Она обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципа объяснения явлений. Научная идея представляет собой ядро теории как внутренне завершённой и целостной системы знаний о явлении, процессе, предмете.

Принцип - основное, исходное положение какой - либо теории, учения, науки, мировоззрения. Всеобщими принципами научного познания и диалектического осмысления окружающего нас мира являются принцип всесторонности рассмотрения исследуемого предмета, принцип детерминизма, принцип историзма, объективности рассмотрения, принцип системности, принцип всеобщей связи и др.

Закон - это форма всеобщности, ибо он отражает общие отношения, присущие всем явлениям и процессам данного рода, класса или действительности в целом. Закон - это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. - Мн.: НПЖ "Плюсминус", 1995. - с. 163-166.