Иван Михайлович Сеченов и его произведение "Рефлексы головного мозга"

реферат

5. Предметная мысль и действительность

6. О предмете мышления с физиологической точки зрения

О каждой из них подробнее.

Рефлексы головного мозга

В данном произведении И.М. Сеченов утверждает свой тезис о том, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение. (Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение).

Это произведение И.М. Сеченова является вводной частью в его, так называемую, теорию. Именно в ней он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные, именно им он посвятит свои последующие главы, где он даст им более полный и точный анализ.

НЕВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Три вида невольных движений:

1) Рефлексы (в тесном смысле) на обезглавленных животных, движения у человека во время сна и при условиях, когда его головной мозг, как говорят, не действует

2) Невольные движения, где конец акта ослаблен против начала его более или менее сильно-задержанные невольные движения

3) Невольные движения с усиленным концом - испуг, элементарные чувственные наслаждения. - Случаи, где вмешательство психического момента в рефлекс не изменяет природы последнего. - Сомнамбулизм, опьянение, горячечный бред и пр.

Основная теоретическая часть по теме невольных движений доказывается И.М. Сеченовым через примеры экспериментов на обезглавленной лягушке.

Невольные движения И. М Сеченов описывает как простейший механизм: от кожи к спинному мозгу тянутся чувствующие нервные нити, а из спинного мозга выходят к мышцам нервы движения; в самом же спинном мозгу обоего рода нервы связываются между собою при посредстве так называемых нервных клеток. Благодаря этой связи происходят отраженные движения - возбуждение чувствующего нерва отражается на движущем.

Далее раскрывается машинность спинного мозга: спинной мозг без головного всегда производит движения, если раздражается чувствующий нерв.

Но и головной мозг может действовать по принципу машины. И.М. Сеченов приводит в пример нервную даму, которая вздрагивает от ударов кулака по столу при определенной силе удара. Со временем она вздрагивать перестает. При увеличении силы удара опять вздрагивает, а при его повторении - перестает. В этом явлении проявляется детерминированность поведения, которую И.М. Сеченов формулирует в закон: если возбуждение чувствующего нерва сильнее того, какое ему когда-либо случалось выдерживать, то оно при всевозможных условиях вызывает роковым образом отраженны, т.е. невольные движения.

Но при этом если человек подготовлен к внешнему воздействию, то независимо от окончательного эффекта, в нем всегда родится противодействие этому влиянию. Это происходит благодаря функционированию головного мозга.

Кроме того головной мозг регулирует отношение между силой раздражения и его эффектом.

При внезапности действия раздражителя у человека возникает испуг. Высшая степень испуга - обморок и окаменелость. Эти явления родственны. Обморок происходит вследствие отражения с чувствующего нерва на бродящий. Возбужденный, тот ослабляет или даже приостанавливает биение сердца. Окаменелость выражается обыкновенно усиленным и продолжительным сокращением мышц лица и некоторых из других мышц туловища.

сеченов рефлекс головной мозг

Потом Сеченов плавно переходит к раскрытию сочетания деятельности отдельных отражательных элементов в сложное отраженное действие.

Он логически выводит так называемую необходимость: вне межклеточной связи нельзя было бы объяснить способа происхождения даже самого элементарного рефлекса.

Но сочетаются ли все отражательные элементы тела равномерно между собой?

Ответ: все тело животного можно разделить на 4 главных отражательных группы: головную - кожи и мышцы головы с их отражательной связью, туловищную - кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая группа отделена от прочих и может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными.

Механизм группирования отражательных элементов заключается:

1. Вообще в сочетании нервных клеток между собою отростками

2. В связи некоторых отражательных элементов, из общей суммы их в теле, с изолированными от прочих центральными механизмами в продолговатом мозгу (а может быть и в др. частях головного мозга).

Главнейшие характеры невольных движений:

1. Движение происходит быстро вслед за чувственным раздражением.

2. И то и другое более или менее соответствуют друг другу.

3. Невольные движения всегда целесообразны. Они направлены на выживание (в некоторых из случаев целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного).

Рассмотрим такое сложное поведение человека, как пьяное состояние и поведение лунатика. При анализе данных примеров получаем:

1. Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими из определенных психических представлений

2. Невольные движения могут представлять целый ряд актов

3. Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начало всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью.

Так у лунатика эквилибристика невольное движение может сочетаться с ходьбой, - актом, вытекающим из какого-нибудь психического представления, с движением неинстинктивным.

Все движения по механизму своего происхождения всегда невольны, если происходят без участия рассуждающей способности.

Этим и исчерпывается сфера невольных движений.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Основными свойствами произвольных движений И.М. Сеченов считает:

1. В основе движения не лежит ощутимого чувственного возбуждения

2. Движения определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и пр.

3. Колебания внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия подчиняется воле; усиление же движений возможно лишь до известной степени

4. Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это осложнение вытекает преимущественно из самосознания)

5. Продолжительность внешнего движения опять до известной степени подчинена воле (по самосознанию); предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов

6. В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны только с точки зрения обуславливающего их психического мотива

7. Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве

8. Произвольное движение есть всегда сознательное.

Но действительно ли в основе произвольного движения нет чувственного возбуждения? Если же есть, то почему в типической форме этого явления оно замаскировано?

Пример: человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений и ощущений. В том числе и зрительные ощущения у новорожденного слабы. У ребенка перед глазами держат обыкновенно предметы ярких цветов. Глаз его, блуждая в разные стороны, получает различной силы световые ощущения, но сильнее всего, когда зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ярче, тем больше ему нравится. Ясно, что при этом условии ребенок без всякого рассуждения, т.е. невольно, будет стремиться удержать глаз в том положении, в каком ощущение приятнее. История повторяется не раз, не два, а тысячу, и ребенок выучивается смотреть. Мышечное движение, играющее здесь главную роль, есть акт всегда невольный, развивающийся в данном направлении под влиянием привычки.

Таким образом, путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают то же место, что и ощущения страха в невольном движении; соответствуют деятельности центрального элемента отражательного аппарата. Огромную роль играет тут и активность самого новорожденного.

Теперь о новой сущности: человек, как известно, обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями, не имеющими никакой прямой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств. В его сознании рисуются, следовательно, образы и звуки без участия соответствующих внешних действительных образов и звуков. Но поскольку все эти образы и звуки он прежде видел и слышал в действительности, поскольку и способность думать ими, без соответствующих внешних субстратов, называется воспроизводящею ощущения способностью.

Получается, что звук, образ и всякое ощущение сохраняются в нервных аппаратах в скрытом состоянии между действительным ощущением и моментом его воспроизведения. Речь идет о памяти. Без нее каждое действительное ощущение не оставляло б о себе следа и в миллионный раз воспринималось как в первый.

След ощущения остается долгое время и по исчезании сопровождающего его начала ясного субъективного ощущения, совершенно естественна. Ощущение сохраняется в скрытой форме.

Если же сохранение ощущения в скрытой форме в течении ночи объяснимо, то становится объяснимым и сохранение его на годы. Так при запоминании однажды встретившегося человека бывает получено множество разнородных дискретных ощущений: движение и черты лица, поза, походка и манера говорить, звук голоса, предмет разговора - все остается в памяти более или менее долго, смотря по силе впечатления, но, наконец, все следы начинают постепенно ослабевать. Вдруг встречается другой человек, между дискретными ощущениями от которого есть одно очень схожее с соответствующим от первого. Последнее оживает, освежается; как будто вновь стоишь перед старым ощущением. Если такого рода условия время от времени повторяются, то след не исчезает.

Итак, от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Скрытый след сохраняется долее и долее, ощущение труднее забывается.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственной.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Покажем, как сливаются ассоциированные ощущения в целое.

Условия: ассоциация - последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени и упрочнение этой ассоциации - это частота повторений ассоциации в одном и том же направлении. При ее образовании малейший внешний намек на ее часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации.

Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминании об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности, нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержанием, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял.

Сеченов делает вывод: все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые, обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

И рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их. Отсюда и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания…

А что ж тогда размышление? Сеченов отвечает так: мысль есть первые две трети психического рефлекса.

Еще одно свойство мысли - она одарена в высокой степени характером субъективности.

Но то, что мысль является причинной поступка - заблуждение, ведь первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

Один из особых актов сознательной жизни - страсть. Сеченов считал ее усиленным рефлексом.

Страстность порождает неудовлетворенная потребность. Чаще всего это очень яркая привлекающая нас вещь и, обязательно, редкая. Так как все, даже малозначимое новое, нас заинтересовывает - а постоянно встречающееся, даже изысканное, надоедает и притупляется. Также и в нравственных идеалах - мальчик, увидев на картине рыцаря в яркой одежде, овладел страстью идеала. Он начал внешне подражать ему. Потом он узнал о нравственных ценностях рыцаря и стал подражать в первую очередь им, считая, что именно в них и кроется основная сущность рыцаря. Потом, повзрослев, мальчик забыл о рыцаре, а прошлые нравственные суждения превратились в стереотипную привычку и стали неотъемлемой частью личности.

Любовь к женщине проявляется подобным образом. Мальчик влюбляется в девушку всегда не своего круга - так как те женщины, какие окружают его с детства, вызывают в нем иные ассоциации. Он влюбляется в смутный образ, который наделяет только лучшими качествами, а потом, встретив, по его мнению, похожую девушку, он переносит свой идеал женщины на нее и любит в ней этот идеал, а не ее реальную, по сути. Потом он открывает в ней много нового, разгорается пламя страсти, но по истечении двух - трех лет страсть угасает (не любовь, а страсть). Так как по законам любого рефлекса - при постоянном проявлении раздражителя его эффект угасает, из-за утомления рецепторов. Но если идеал женщины был близок к идеалу, то любовь продолжается в форме дружбы. И редко возможно проявление такой страсти повторно, потому что идеал найден и эта девушка стала уже неотъемлемой частью его идеала девушки. Повторное зарождение страсти говорит о каком-то неудовлетворении.

Оканчивает главу Сеченов доводом, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение. Ведь если у человека забрать чувствующие нервы, лишить слуха и зрения ничто не повлияет на его покой, и он будет спать вечно - до смерти.

Впечатления и действительность

В данной статье Сеченов поднимает вопрос о степени реальности видимого нами мира.

Первый тезис, говоримый Сеченовым: в основании всякого впечатления извне лежит совершенно нерасчленимая до сих пор форма чувствования - то, что называют ощущением света, запаха… и хотя форма эта несомненно зависит как от устройства воспринимающего органа, так и от внешнего источника, но последний исчезает в ощущении бесследно. В чувстве боли не содержится прямо никаких указаний, какою причиною она произведена. Чувство сладости или горечи в веществах совершенно непостижимо по происхождению. Каким образом из колебаний, т.е. движений родится чувство света, - опять неразрешимая загадка. Словом, во всей области чувствования между ощущением и его внешним источником переходного моста нет. Следуя такой точке зрения, многие делают вывод о субъективности воспринимаемого нами мира.

Но он не согласен с ним, т.к. абсурдно смотреть на стройные научные теории и не верить в те методы, какими достигнуты эти вершины. Да и то, что видя круг мы щупаем круглый обруч руками и чувствуем именно круг говорит о том, что все наши органы чувств говорят нам об одном, что тоже гласит о правдивости видимого нами. Другое дело, что есть некоторые нюансы неточного видения или чувствования - иллюзии. Но их ведь всегда можно подправить через разумное мышление и получаемый жизненный опыт. Однако он доказывает это лишь для некоторых сторон зрительных и осязательных впечатлений, именно для линейных очертаний, распределения и перемещений предметов в пространстве.

Делись добром ;)