Естественнонаучная и гуманитарная культуры

контрольная работа

2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть определенную роль в разработке методологических проблем. В XX в. методологические средства становятся более дифференцированными и в конкретном виде вырабатываются самой наукой. Оставляя в стороне общие принципы научного познания (принцип причинности, материалистический подход к рассмотрению природы, признание практики как критерия истины, принцип относительности знания) и формы научного познания (проблемы, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы), рассмотрим методы научного исследования. В научном исследовании выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. На эмпирическом уровне используют главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят наблюдения, эксперимент и измерения:

* наблюдение -- преднамеренное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, обусловленное поставленной задачей; наблюдения являются первоначальным источником информации, основными требованиями наблюдения являются систематичность, контролируемость и тщательность. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу, выступающих основой для определенных теоретических обобщений. В наблюдении всегда сохраняется полная зависимость наблюдателя от изучаемого процесса, явления, его неучастие в процессе. Наблюдатель не может изменять объект, регулировать само протекание процесса, управлять им и контролировать его;

* эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент отличается от наблюдения активным характером, преобразующим воздействием на объект изучения. Эксперимент специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. Научный эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания;

* измерение -- это процесс сравнения какой--либо величины с эталоном, единицей измерения.

Различают прямые и косвенные процедуры измерения. К косвенным относятся, например, измерения длин и длительностей объектов и процессов, которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента.

Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. осознания сущности явлений. На теоретическом уровне исследования выделяют следующие методы: аналогию, моделирование, идеализацию, интуицию, доказательство:

* аналогия - это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. Тот факт, что сходные в одном отношении объекты сходны и в некоторых других отношениях, лежит в основе не только аналогии как особого познавательного приема, но и метода моделирования;

* моделирование - это метод исследования объектов познания на их моделях меньшего или большего масштаба, обычно в специальных лабораторных условиях; назначение моделирования - дать по результатам опытов с моделями необходимые ответы о характере эффектов и о различных величинах, связанных с явлением в естественных условиях. Моделирование применяется тогда, когда трудно или невозможно изучать объект в естественных условиях. Изучение какого-либо явления на его модели является особым типом эксперимента - модельным экспериментом;

* идеализация - процесс абстрагирования, мысленного создания понятий об идеализированных объектах, которые в реальном мире не существуют, но имеют прообраз. Примеры идеализации - "точка" в геометрии, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" в физике. Образование подобных понятий достигается посредством предельного абстрагирования от свойств реальных предметов. Фактически идеализации используются как воображаемые модели реальных объектов;

* интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, вид непосредственного знания, которое возникает как бы внезапно, вспышкой, неожиданно озаряя человека. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

* доказательство - способ обоснования истинности суждения или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент).

Методы научного познания включают также общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию и т.п.). Характер используемых в конкретной науке методов определяется в первую очередь спецификой ее предмета. Каждая наука, бесспорно, обладает своим собственным набором средств и методов исследования (например, оптические, радиотехнические, статистические методы). Эти частные, специальные приемы и способы исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга. Но в процессе взаимопроникновения, дифференциации и интеграции научного знания типичными становятся ситуации, когда один предмет изучается несколькими методами, а несколько разных предметов - одним каким-то общим методом. Методы физики проникают в химию, методы физики и химии - в биологию (и наоборот). Молекулярная биология широко использует методы химии, молекулярной физики, рентгеноструктурного анализа и т.п.

Делись добром ;)