Анализ фауны стрекоз

дипломная работа

4.1 Аннотированный список стрекоз

По итогам полевого обследования местности составлен аннотированный список стрекоз. Указанный список включает сведения, касающиеся таксономического положения видов, их латинские названия, краткий видовой очерк, особенности распространения на территории Вологодской области.

Подотряд Zygoptera Selys, 1870 - Равнокрылые стрекозы

Семейство Calopterygidae Buchecker, 1876 - Красотки

Род Calopteryx Leach, 1815 - Красотки

Calopteryx splendens Harris, 1782 - Красотка блестящая

Распространена широко, в том числе и в Вологодской области. Западно-центрально-палеарктический вид. Имаго встречаются с конца мая до августа [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль 2013 г.).

Calopteryx virgo Linnaeus, 1758 - Красотка девушка

Распространена широко. В Вологодской области встречается часто: с мая по август. Западно-центрально-палеарктический вид. Личинки обитают в проточных чистых водоемах [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль 2014 г., июль 2015 г.).

Семейство Coenagrionidae Tillyard, 1928 - Стрелки

Род Coenagrion Kirby, 1890 - Стрелка

Coenagrion pulchellum Vanderlinden, 1825 - Стрелка изящная

Часто встречающийся в области европейский вид. Личинки обитают в непроточных водоемах. Держатся по берегам водоемов. В Вологодской области наиболее часто встречается в южных и центральных районах [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль - август 2012-2014 гг.), озеро Улозеро (август 2013 г.).

Coenagrion hastulatum Charpentier, 1825 - Стрелка копьеносная

Широко распространенный европейский вид стрекоз, часто встречается на территории Вологодской области. Лет с конца июля. Предпочитает непроточные водоемы. Имаго встречаются возле прибрежно-водной растительности [Разнообразие насекомых..., 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль 2012 г.).

Род Ischnura Charpentier, 1840 - Тонкохвост

Ischnura elegans Vanderlinden, 1823 - Тонкохвост изящный

Немногочисленный трансевразийский вид. В Вологодской области встречается не часто. Встречается как в стоячих, так и в проточных водоемах [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июнь - август 2014, 2015 г.).

Подотряд Anisoptera Selys, 1840 - Разнокрылые стрекозы

Семейство Corduliidae Karsch, 1894 - Бабки

Род Somatochlora Selys, 1871 - Бабка-зеленушка

Somatochlora flavomaculata, Vanderlinden, 1825 - Бабка желтопятнистая

Трансевразийский вид, встречающийся в Вологодской области. Имаго встречаются около стоячих или медленно текущих водоемов, преимущественно заболоченных [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: озеро Улозеро (июнь - июль 2013 г.).

Род Cordulia Leach, 1815 - Бабка

Cordulia aenea Linnaeys, 1758 - Бабка бронзовая

Трансевразийский вид. В Вологодской области встречается повсеместно. Личинки встречаются как в проточных, так и стоячих водоемах. Лет имаго с мая по июль [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы, озеро Улозеро (июль 2012-2013 гг.).

Род Somatochlora Selys, 1871 - Зеленотелка

Somatochlora metallica Vander Linden, 1825 - Зеленотелка металлическая

Обычный вид, распространенный в Вологодской области. Личинки развиваются преимущественно в стоячих или медленно текущих водоемах [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль 2012 г.).

Семейство Aeschnidae Bianchi, 1905 - Коромысла

Род Aeschna Fabricius, 1775 - Коромысло

Aeschna cyanea Muller, 1764 - Коромысло синее

Европейский вид. В Вологодской области встречается часто. Предпочитает непроточные водоемы. Полет стремительный, лет с июня по июль [Разнообразие насекомых…, 2008].

Aechna grandis Linnaeus, 1758 - Коромысло большое

Вид европейский. Взрослых насекомых можно встретить вдали от водоемов. Лет с июня по сентябрь. Личинки предпочитают водоемы со стоячей водой. В Вологодской области встречается довольно часто [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: озеро Улозеро (август 2013 г.).

Семейство Leucorrhinia Brittinger, 1850 - Стрекозы-белоносы

Род Leucorrhia Brittinger, 1850 - Белоноска

Leucorrhinia dubia Vanderlinden, 1825 - Белоноска маленькая

Вид европейский. Лет в июле. Имаго предпочитают заболоченные территории [Разнообразие насекомых..., 2008].

Сборы: озеро Улозеро (июль 2013 г.).

Семейство Libellulidae Stephens, 1836 - Настоящие стрекозы

Род Sympetrum Newman, 1833 - Стрекоза-каменушка

Sympetrum flaveolum Linnaeys, 1758 - Сжатобрюх желтый

Трансевропейский вид стрекоз, широко распространенный в Вологодской области. Лет с июля по август. [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль-август 2015 г., июль 2014 г.).

Libellula quadrimaсulata Linnaeus, 1758 - Стрекоза четырехпятнистая

Циркумбореальный вид стрекоз. В Вологодской области встречается повсеместно; лет имаго наблюдается с мая по июль. Личинки способны развиваться как в стоячих, так и проточных водоемах, в том числе и в загрязненных водоемах [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: берег реки Шолы (июль 2015 г.)

Семейство Gomphidae Banks, 1892 - Дедки

Род Gomphus Leach, 1815 - Дедка

Gomphus vilgatissimus Linnaeus, 1758 - Дедка обыкновенный

Часто встречающийся трансевразийский вид, в том числе и на территории Вологодской области. Лет в июне - июле. Предпочитает проточные водоемы. Имаго можно встретить на удаленных от водоемов территориях [Разнообразие насекомых…, 2008].

Сборы: озеро Улозеро (июль 2012г.).

4.2 Анализ фауны стрекоз

За время исследования на территории села Зубово было обнаружено 14 видов стрекоз, принадлежащих к 7 семействам. Самым многочисленным в видовом отношении оказались семейства Corduliidae, Coenagrionidae (по три вида), остальные семейства включают от 1 до 2 видов (рисунок 3).

Рисунок 3 - Соотношение семейств и видов стрекоз

Всего выявлены представители 10 родов, наиболее многочисленным по количеству собранных насекомых оказались рода Coenagrion (2 вида), Somatochlora (2 вида), Sympetrum (2 вида).

Виды, отмеченные на территории с. Зубово, характеризуются разными типами ареалов: западно-центрально-палеарктическим, европейским, трансевразийским, циркумбореальным. Преобладающими оказались трансевразийские (5 видов) и европейские виды (3 вида) стрекоз.

Большинство собранных видов являются широко распространенными и многочисленными на территории Вологодской области (13 видов). Редким для региона является вид Ischnura elegans, отмеченными нами на территории, прилегающей к реке Шоле.

Сравнение полученных данных со сведениями о фауне стрекоз населенных пунктов сельского типа в Вологодской области (д. Скородумка Грязовецкого района, д. Топорня Кирилловского района) показало следующее. Видовое богатство стрекоз с. Зубово может быть оценено как довольно высокое. Так в д. Скородумка было обнаружено 16 видов, а в д. Топорня - 10 видов [Кудринский, 2015]. Сравнение спектра преобладающих семейств выявило ряд различий. Так в окрестностях д. Скородумка наиболее распространены представители семейства Coenagrionidae [Кудринский, 2015], в то время как в окрестностях села Зубово, как уже отмечалось, преобладают виды семейств Coenagrionidae, и Corduliidae. Выявленные черты обусловлены сходством водных объектов, на которых расположены сравниваемые населенные пункты (с. Зубово - озеро, река со слабым течением, д. Топорня - водохранилище, судоходный канал, д. Скородумка - водохранилище, река с зарегулированным стоком).

4.3 Биотопическое распределение имаго стрекоз села Зубово

По видовому богатству собранных стрекоз более разнообразным является участок, прилегающий к реке Шоле (11 видов стрекоз) по сравнению с территорией, прилегающей к озеру Улозеру (6 видов стрекоз) (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение стрекоз в селе Зубово и его окрестностях

Таблица 1 - Распределение стрекоз в селе Зубово и его окрестностях

Семейство

Вид

Участок

Река Шола

Озеро Улозеро

Calopterygidae

Calopteryx splendens

+

Calopteryx virgo

+

Corduliidae

Cordulia aenea

+

+

Corduliidae

Somatochlora flavomaculata

+

+

Somatochlora metallica

+

Coenagrionidae

Coenagrion pulchllum

+

+

Coenagrion hastulatum

+

Ischnura elegans

+

Aeschnidae

Aeschna cyanea

+

Aeschna grandis

+

Libellulidae

Sympetrum flaveolum

+

Libellula quadrimaeulata

+

Gomphidae

Gomphus vilgatissimus

+

Leucorhinia

Leycorrhinia dubia

+

Итого

11

6

Для сравнительного анализа стрекоз, собранных на разных участках, был использован коэффициент фаунистического сходства Жаккара, значение данного показателя составило 0,375, что свидетельствует о незначительном сходстве видовых списков изученных участков.

Многие виды стрекоз обнаружены только на одном участке (11 видов). Это связано с субъективными факторами (кратковременность учетов) и экологической специализацией видов. Так к числу стенобинтоных обитателей речных долин относятся виды Calopteryx splendens, Calopteryx virgo, Gomphus vilgatissimus.

На лугах, прилегающих к реке Шоле, преобладающим по численности был вид Coenagrion pulchеllum (42 % общего числа собранных экземпляров). Самым многочисленным видом в сосняке кустарничково-сфагновом был вид Somatochlora flavomaculata (20 % от общего числа видов). Различия исследованных участков по спектру доминирующих видов связаны с особенностями водных объектов и характером микроклиматических условий наземных биотопов.

Так вид Coenagrion pulchllum, как и все представители семейства Coenagrionidae, отличается слабым порхающим полетом. Имаго вида не способны противостоять сильным воздушным потокам и поэтому встречаются, преимущественно, в речных долинах среди околоводной растительности, где скорость ветра, как правило, ниже в сравнении с участками вблизи крупных водоемов. Личинки вида развиваются в слабопроточных водоемах.

Вид Somatochlora flavomaculata принадлежит к подотряду разнокрылых, представители которого имеют хорошо развитые миграционные способности, так как имеют сильные крылья. Это помогает им преодолевать воздушные течения вблизи крупных водных объектов, таких как озера. Личинки Somatochlora flavomaculata развиваются в слабопроточных водоемах.

5. СТРЕКОЗЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

5.1 Стрекозы в школьной программе по биологии

Стрекозы являются удобной моделью для изучения насекомых в общеобразовательной школе, причем как в рамках реализации основных образовательных программ по биологии, так и во внеурочной, внеклассной работе.

В рамках реализации основных образовательных программ по биологии в 5-11 классах целесообразно использовать стрекоз как объект для изучения в следующих разделах и темах. В 5 классе (в соответствии с ФГОС) при изучении раздела «Многообразие живых организмов» в темах: «Как развивалась жизнь на Земле», «Разнообразие живого», «Беспозвоночные животные»; при изучении раздела «Среда обитания живых организмов» в темах: «Три среды обитания», «Жизнь на разных материках», «Значение животных в природе и жизни человека» [Плешаков, 2013]. В 6 классе при изучении раздела «Строение живых организмов» в темах: «Органы и системы органов животных», «Организм как единое целое»; при изучении раздела «Жизнедеятельность организмов» в следующих темах: «Питание и пищеварение. Питание животных», «Движение», «Половое размножение животных», «Рост и развитие животных»; при изучении раздела «Организм и среда» в темах: «Среда обитания. Экологические факторы», «Природные сообщества» [Сонин, 2011]. В 7 классе при изучении раздела «Царство Животные» в темах: «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности», «Размножение и развитие насекомых», «Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение» [Захаров, 2011]. В 9 классе при изучении раздела «Эволюция живого мира на Земле при изучении следующих тем: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов», «Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения животных», «Физиологические адаптации», «Современные представления о возникновении жизни на Земле и ее развитие в эрах древней жизни»; при изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды» в темах: «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы», «Биоценозы», «Биотические факторы среды», «Взаимоотношения между организмами» [Мамонтов, 2011]. В 10 классе при изучении раздела «Биология как наука. Методы научного познания» в теме: «Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы»; при изучении раздела «Организм» в следующих темах: «Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы», «Типы питания: автотрофы и гетеротрофы», «Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития». В 11 классе при изучении раздела «Учение об эволюции органического мира» в темах: «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение», «Развитие жизни на Земле»; при изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды» в следующих темах: «Жизнь в сообществах. Основы экологии», «Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации»; в разделе «Развитие жизни на Земле» в следующих темах: «Развитие жизни в палеозойскую эру», «Взаимоотношения организма и среды», «Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы», «Биотические факторы среды. Цепи и сети питания», «Антибиотические отношения» [Сивоглазов, 2010].

Стрекозы могут быть использованы как объект для исследования при написании проектных работ учащимися. Работая над проектом, каждый ученик получает возможность раскрыть свои творческие способности, самостоятельно применить методы исследования, ощутить чувство успеха, что в свою очередь повышает познавательную активность и мотивацию к изучению биологии [Биология…, 2009].

Внеурочная деятельность - это часть целостного образовательного процесса в школе, которая в полной мере позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Внеурочная деятельность включает в себя совокупность разнообразных видов деятельности школьников, в каждом из которых в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются важные задачи воспитания подрастающего поколения, развития интересов школьников, их социализации, а также формирования универсальных учебных действий. Во внеурочной деятельности каждый школьник получает возможность для раскрытия своего «я», здесь ребенок выбирает тот вид деятельности, который способствует дальнейшему развитию его интересов, увлечений. Внеурочная деятельность - это не механическая добавка основного общего образования, это совокупность тех видов деятельности школьников, которые компенсируют недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главная задача педагогов при этом - осуществить преемственность и взаимосвязь общего и дополнительного образования, как инструмента, обеспечивающего целостность образования [Примерные программы…, 2010].

5.2 Стрекозы во внеклассной работе

Целью внеклассных занятий по биологии является расширение биологических знаний при отсутствии четкого регламента времени при выполнении той или иной работы. Внеклассные занятия ориентированы на интересы учащихся.

Основным видом организации внеклассных занятий по биологии является кружковая работа, объединяющая учащихся, проявляющих особый интерес к изучению природы. Как правило, кружок объединяет 10-15 обучающихся; внеклассные занятия в кружке проводятся один раз в неделю или два раза в месяц в определенные дни недели и часы, продолжительность таких кружковых занятий - не более 1,5-2 часов. Учитель, организующий работу в кружке, может дополнить учебную работу углубленным изучением местной фауны или флоры [Пономарева, 2012].

С целью использования стрекоз в качестве объекта для исследований нами была составлена программа кружка «Юный энтомолог» (приложение 5) для внедрения в МОУ «Шольская СШ» в 2016-2017 учебном году. Программа кружка «Юный энтомолог» предусматривает следующую организацию деятельности обучающихся: сбор насекомых, описание конкретных экспонатов, самостоятельный исследовательский поиск, овладение элементарными навыками написания научно-исследовательской работы (проектной работы).

При реализации содержания данной программы на практике расширяются те знания обучающихся, которые они получили при изучении школьных курсов окружающего мира, биологии, географии.

Программа предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий с детьми 5-6 классов в течение одного учебного года в объеме 34 часов, предназначена для учащихся основной школы.

В работе кружка предусмотрено использование аудиовизуальной и компьютерной техники, что повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся в процессе поисково-исследовательской работы.

Разработка наглядного материала: пособий, моделей, оформление выставок, экспозиций также осуществляется с привлечением информационных компьютерных технологий, что может быть предметом творческой совместной работы педагога и детей.

Занятия в кружке направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности. Программа кружка предусматривает проведение экскурсий в живую природу, знакомство с основными методами сбора насекомых, их хранения,

последующего определения видовой принадлежности конкретного экспоната, способами составления и оформления энтомологических коллекций, а также просмотр видеофильмов, которые содержат информацию о насекомых мировой фауны.

На практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск

направлено значительное количество занятий. Работая над своим творческим исследовательским проектом: научно-исследовательской работой, выставкой,

презентацией, школьник самовыражается, самореализуется, раскрывает свои способности.

ВЫВОДЫ

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. На территории села Зубово Белозерского района было обнаружено 14 видов стрекоз, принадлежащих к 7 семействам. Самыми многочисленными семействами являются Corduliidae, Coenagrionidae (по 3 вида).

2. В результате анализа фаунистических данных было установлено, что на территории села Зубово преобладают трансевразийские (6 видов) и европейские (4 вида) виды стрекоз.

3. Большинство видов (13), зарегистрированных на территории с. Зубово являются многочисленными и широко распространенными на территории Вологодской области.

4. На территории с .Зубово на берегу р. Шола выявлен 1 редкий для Вологодской области вида стрекоз: Ischnura elegans.

5. Преобладающими видами стрекоз в окрестностях села Зубово оказались следующие виды: Coenagrion pulchеllum, Somatochlora flavomacula, Sympetrum flaveolum.

6. Комплекскс видов стрекоз, связанных в своем развитии с речными экосистемами богаче, в сравнении с озерными. Видами, характерными только для приречных участков являются Calopteryx splendens, Calopteryx virgо, Sympetrum flaveolum, Gomphus vilgatissimus, Somatochlora metallica, Coenagrion hastulatum, Ischnura elegans, Libellula quadrimaeulata, Coenagrion pulchllum.

7. Стрекозы является перспективным объектом для использования в проектной деятельности учащимися образовательных учреждений различного уровня для написания исследовательских работ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Атлас Вологодской области / под ред. Е.А. Скупиновой. - Санкт-Петербург, ФГУП «Аэрогеодезия» Череповец, ООО «Порт-Апрель», 2007. - 108 с.

2. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник. - Изд. стереотипное. СПб: «Проспект науки», 2008. - 486 с.

3. Белышев Б.Ф. Определитель стрекоз по крыльям. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1977. - 398 с.

4. Белышев Б.Ф. Определитель стрекоз Сибири по имагинальным и личиночным фазам; Издательство Академии наук СССР Москва, 1963. - 108 с.

5. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.

6. Дмитриевский Ю.Д., Зимин П.А. География Вологодской области: учебное пособие для восьмилетних и средних школ Вологодской области. - Вологда: Северо-Западное книжное издание, 1966. - с. 1-38

7. Душенков В.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 256 с.

8. Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. -4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 255 с.

9. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. - М.: Колос, 2001. - 376 с.

10. Кетенчиев Х.А., Козьминов С.Г., Гогузоков Т.Х. Насекомые средиземноморья (биоразнообразие, зоогеография). Часть I. Стрекозы (odonata) и мухи-сирфиды (diptera; syrphidae). - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 107 с.

11. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

12. Кудринский, А.В. Особенности фауны стрекоз Вологодской области: курсовой проект / А.В. Кудринский. - Вологда, 56 с.

13. Мактусова, Н.К. Ландшафты Вологодской области. Учебное пособие / Под ред. Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области». - Вологда: Учебная литература, 2006. - 56 с.

14. Мамаев Б.М. и др. Определитель насекомых европейской части СССР. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1976. - 304 с.

15. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., М.: Дрофа, 2011. - 278 с.

16. Определитель насекомых Европейской части СССР 1 том Низшие, древнекрылые, с неполным превращением / Под ред. Г.Я. Бей-Биенко. - М.-Л.: Наука, 1964. - 890 с.

17. Павловский Е.Н., Лепнева С.Г. «Очерки из жизни пресноводных животных» - Ленинград: Советская наука, 1948. - 458 с.

18. Павлюков Р.С., Харитонов А.Ю. Номенклатура стрекоз СССР // Полезные и вредные насекомые Сибири. - Новосибирск: Наука, 1982. - с.12-42.

19. Пальдяева Г.М. Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебное методическое пособие. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2016. - 382 с.

20. Парахонский Э.В., Парахонский М.Э. Формирование принципов устойчивого развития в переходный период (на примере Вологодской области). - Вологда, 2001. - 431 с.

21. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. - М.: Топикал, 1994. - 544 с.

22. Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 158 с.

23. Пономарева И.К. Методика обучения биологии : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.

24. Попова А.Н. Стрекозы (Odonata) Таджикистана.// Труды зоологического института. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. IX. Вып. 3. - с. 862-894.

25. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

26. Природа Вологодской области // Главный ред. Г. А. Воробьев. - Вологда: «Издательский Дом Вологжанин», 2007. - 440 с.

27. Разнообразие насекомых Вологодской области / Под ред. Ю. Н. Беловой, А. А. Шабунова - Вологда: Центр оперативной полиграфии «Коперник», 2008. - 368 с.

28. Редкие насекомые/ С.А. Мирзоян, И.Д. Батиашвили, В.Н. Грамма и др.; под ред. С.А. Мирзояна. - М.: Лесн. пром-сть, 1982. - 165 с.

29. Рязанова Г.И. Пространственное поведение личинок разнокрылых стрекоз: территориальная конкуренция или случайное распределение// Зоол. журн. 1996. № 3. - с. 350-357.

30. Семенов Д.Ф. Геологическое строение и геологическое развитие территории Белозерского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:booksite.rufulltext/belo/zerje/.

31. Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. - 6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. - 381 с.

32. Скворцов В.Э. Стрекозы Восточной Сибири и Кавказа: Атлас-определитель. Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2010. - 623 с.

33. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.

34. Татаринов А.Г., Кулакова О.И. Стрекозы. - СПб.: Наука, 2009. - 213 с.

35. Фауна и экология стрекоз / Под ред. Б.Ф. Белышева, А.Ю. Харитонова и др. - Новосибирск, 1989. - 207 с.

36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

37. Чернышев В.Б. Экология насекомых. Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1996 - 304 с.

38. Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. - М.-Л.: Сов. Наука, 1949. - 900 с.

39. Энтомология.: Перевод с англ. Росс Г., Росс Ч., Росс Д. - М.: Мир, 1985. - 576 с.

40. Яхонтов В.В. Экология насекомых Издательство «Высшая школа» Москва - 1964. - 458 с.

41. Яндекс. Карты [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://maps.yandex.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

Грамота за участие в олимпиаде школьников по научному краеведению «Мир через культуру»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

Сертификат об участии в областной студенческой научно-практической конференции «Исследование и практика обучающихся - путь к знаниям»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(обязательное)

Диплом участника областной студенческой научно-практической конференции «Исследование и практика обучающихся - путь к знаниям»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

стрекоза биология педагог

(обязательное)

Грамота за подготовку участника (ов) областной студенческой научно-практической конференции «Исследование и практика обучающихся - путь к знаниям»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(обязательное)

Примерная программа кружка «Юный энтомолог»

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание школьников является одним из направлений деятельности школы.

Проблема охраны окружающей среды, бережного отношения к природе как в мировом масштабе, так и на уровне отдельного населенного пункта не теряет актуальности, поэтому обучающихся школы необходимо научить охранять и ценить природные богатсва родного края.

В данной программе в качестве образца для исследований предлагается использовать стрекоз, так как эти насекомые широко распространены на территории Вологодской области и являются удобной моделью для исследований благодаря некоторым особенностям строения и поведения, привлекающим детское внимание, таким как: быстрый маневренный полет, разнообразие окрасок, крупные размеры этих насекомых.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и предусматривает реализацию в течение 1 года по одному часу в неделю (34 часа). Программа составлена в соответствии с основными направлениями программ, включенных в структуру основной образовательной программы образовательной организации «Шольская СШ». Занятия в данном кружке углубляют знания обучающихся, полученные ими ранее в курсе изучения учебного предмета «окружающий мир» в начальной школе, а также совершенствуют те универсальные учебные действия, на формирование которых направлен курс изучения биологии основной школы.

Содержание курса

Программа предусматривает следующие направления работы:

1. Познавательное направление (программа включает теоретические познавательные мероприятия: беседы, заочные экскурсии, конкурсы, путешествия, викторины, способствующее более глубокому изучению энтомологии);

2. Практическое направление (программа предусматривает экскурсии в живую природу, занятия по сбору насекомых, определению их видовой принадлежности, составлению энтомологических коллекций, способствующее привитию бережного отношения к природе родного края);

3. Исследовательское направление (программа предусматривает на основе собранного энтомологического материала написание школьниками научно-исследовательских работ, групповых или индивидуальных проектов).

Актуальность реализации содержания данной программы обусловлена тем, что в век информационных технологий человек постепенно перестает ощущать себя частью живой природы, выступает как потребитель или преобразователь, что в итоге способствует формированию утилитарного подхода к природным богатствам, что ведет к неправильному их использованию, загрязнению, уничтожению.

Цель данного кружка - научить школьников любить, беречь, изучать окружающий мир.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

- развитие творческой исследовательской активности учащихся;

- овладение основными навыками поведения в живой природе;

- формирование навыков работы с различными источниками информации;

- создание условий для написания исследовательских работ;

- предоставление материальной базы для написания исследовательских работ;

- применение на практике знаний, умений и навыков, приобретенных на теоретических занятиях;

- подготовка к выступлениям на научно-практических конкурсах и конференциях.

Программа предусматривает следующие формы организации видов деятельности: учебно-исследовательская работа, семинар, групповое выполнение научно-исследовательских проектов, работа с различными источниками информации: литературными, ресурсами сети Интернет, самостоятельная исследовательская работа, участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, семинарах.

Результаты освоения курса

1. Личностные результаты: знание правил поведения в живой природе, сформированность познавательных интересов, направленных на изучение природы, умение сравнивать, анализировать информацию, делать соответствующие выводы.

2. Метапредметные результаты: умение вести исследовательскую деятельность, проектную работу, умение работать с различными источниками биологической информации, умение формулировать цель деятельности по изучению живой природы, умение доказывать свою точку зрения.

3. Предметные умения: в познавательной сфере (выявление существенных признаков биологических объектов - насекомых, приведение аргументов, доказывающих видовую принадлежность конкретного насекомого, объяснение роли энтомологии в практической деятельности человека, умение делать выводы на основе сравнения энтомологических объектов, овладение основными биологическими методами: наблюдением, описанием, сравнением); в ценностно-ориентационной сфере: знание правил поведения в живой природе; в сфере трудовой деятельности: соблюдение правил поведения в кабинете биологии, правил работы с энтомологическими коллекциями, биологическим оборудованием; в сфере физической деятельности: овладение приемами сбора и хранения насекомых; в эстетической сфере: выявление эстетических достоинств природы Вологодской области.

1.

Делись добром ;)