Теория "естественного отбора" Ч. Дарвина

реферат

1. Дарвинова революция

Дарвин был не первый, кто обратился к эволюционным концепциям развития живого. Были и другие теории, однако и ламаркизм, и катастрофизм, и униформизм - гипотезы, которые выступали необходимыми звеньями в цепи развития предпосылок теории естественного отбора, промежуточными формами конкретизации идеи эволюции.

Эмпирические предпосылки эволюционной теории порождались всем ходом развития палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, систематики, физиологии, биогеографии других наук во второй половине XVIII - первой половине - XIX в. Свое концентрированное выражение они находят прежде всего в систематике растительного и животного мира. Большое значение для утверждения теории развития имела идея единства растительного и животного миров. М. Шлейдену и Т. Шванну в 30-е годы ХIХ века удалось разработать клеточную теорию, в соответствии с которой образование клеток является универсальным принципом развития любого (и растительного и животного) организма; клетка является неотъемлемой элементарной основой любого организма. [2, с. 18]

Сам Ч. Дарвин опирался на колоссальный эмпирический материал, собранный как предшественниками, так и им самим в ходе его путешествий, и прежде всего кругосветного путешествия на корабле "Бигль". Основные эмпирические обобщения, наталкивающие на идею эволюции органических форм, приведены Дарвином в работе "Происхождение видов".

Ч. Дарвин с юных лет был ознакомлен с эволюционными представлениями, неоднократно сталкивался с высокими оценками эволюционных идей. Кроме того, Ч. Дарвин в своем творчестве опирался на представление (сформировавшееся в недрах униформизма) о полной познаваемости закономерностей развития природы, возможности их объяснения на основе доступных для наблюдения сил, факторов, процессов. В творчестве Дарвина всегда были сильны антикреационистские и антителеологические воззрения; он отрицательно относился к антропоцентризму и был нацелен на рассмотрение происхождения человека как части, звена единого эволюционного процесса. Предпосылкой, заимствованной из другой области знания и сыгравшей определенную роль в выработке принципов селекционной теории эволюции, явилось положение (сформулированное Мальтусом) о существовании объективной закономерности, в соответствии с которой имеет место потенциальная возможность размножения особей каждого вида в геометрической прогрессии.

Дарвинова теории отбора опиралась на следующие принципы [2, с. 25]:

* принцип борьбы за существование;

* принцип наследственности и изменчивости;

* принцип естественного отбора.

Теория Дарвина строится на придании принципиального значения таким давно известным до него фактам, как наследственность и изменчивость. Дарвин понимал, что непосредственно связывать наследственность, изменчивость и приспособляемость нельзя. В цепь "наследственность - изменчивость" Дарвин вводил два посредствующих звена.

Первое звено связано с понятием "борьба за существование", отражающим тот факт, что каждый вид производит больше, чем выживает особей до взрослого состояния; среднее количество взрослых особей находится примерно на одном уровне; каждая особь в течение своей жизнедеятельности вступает в множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды (отношения между организмами в популяции, между популяциями в биогеоценозах, с абиотическими факторами среды и др.). Дарвин разграничивает два вида изменчивости - определенная и неопределенная.

Определенная изменчивость (в современной терминологии - адаптивная модификация) - способность всех особей одного и того же вида в определенных условиях внешней среды одинаковым образом реагировать на эти условия (климат, пищу и др.). По современным представлениям адаптивные модификации не наследуются и потом не могут поставлять материал для органической эволюции. (Дарвин допускал, что определенная изменчивость в некоторых исключительных случаях может такой материал доставлять.)

Неопределенная изменчивость (в современной терминологии - мутация) предполагает существование изменений в организме, которые происходят в самых различных направлениях. Неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер, и незначительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих. Неопределенная изменчивость тоже связана с изменениями окружающей среды, но уже не непосредственно, как это характерно для адаптивных модификаций, а опосредовано. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения. Неопределенная изменчивость связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но среди них встречаются и такие мутации, которые в определенных условиях оказываются перспективными, способствуют органическому прогрессу. Дарвин не ставил вопроса о конкретной природе неопределенной изменчивости. В этом проявлялась его интуиция гениального исследователя, понимающего, что время еще не созрело для понимания неопределенной изменчивости. (Высказанные им соображения о "пангенезисе" носили откровенно натурфилософский характер, что было ясно и самому Дарвину.)

Второе посредствующее звено, отличающее теорию эволюции Дарвина от ламаркизма, состоит в представлении о естественном отборе как механизме, который позволяет осуществлять выбраковку ненужных форм и образование новых видов. Успехи селекционной практики (главной стороной которой является сохранение особей с полезными, с точки зрения человека, свойствами, укрепление этих свойств из поколения в поколение, осуществлявшееся в процессе ведомого человеком искусственного отбора) послужили той главной эмпирической базой, которая привела к появлению теории Дарвина. Прямых доказательств естественного отбора у Дарвина не было; вывод о существовании естественного отбора он делал по аналогии с отбором искусственным. Тезис о естественном отборе является ведущим принципом дарвиновой теории, тем оселком, который позволяет разграничить дарвинистские и недарвинистские трактовки природы эволюционного процесса. В нем отражается одна из фундаментальных черт живого - диалектика взаимодействия органической системы и среды. [3, с. 54]

Итак, Дарвин утверждал, что эволюция осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. В процессе эволюции организмы накапливают все новые приспособительные признаки, что в конечном счете ведет к образованию новых видов. Человек произошел от обезьяноподобного предка.

Доказывал это он примерно так. В Южной Америке живут несколько видов броненосцев и ленивцев. Там же Дарвин обнаружил в земле гигантские скелеты и черепа животных, очень похожие по строению на маленькие скелеты современных броненосцев и ленивцев. А не произошли ли одни от других, подумал Дарвин, а малые размеры можно объяснить изменившимися условиями среды. На Галапагосских островах он обратил внимание на то, что у вьюрков одного вида на разных островах разные формы клюва. Из этого был сделан вывод о существовании таких приспособительных признаков, которые могут накапливаться путем наследования до такой степени, что из одного вида могут получаться несколько других.

Однако примеров такого изменения видов нет. Поскольку, утверждал Дарвин, такое изменение видов происходит очень медленно, мы сейчас и не можем этого наблюдать. Но все же доказательства-то нужны. Таковыми могли бы стать открытия ископаемых каких-либо переходных форм. В геологических разрезах, в нижних, стало быть, по мнению Дарвина, более древних, слоях находятся окаменелости более простых организмов, по мере продвижения вверх - все более сложных.

В этом, утверждал Дарвин вслед за Ламарком, - эволюция жизни. То есть: от рыб произошли амфибии, от амфибий - рептилии, от рептилий - птицы и млекопитающие, а сами рыбы (также через переходные формы) - от простейших одноклеточных. Так, через изменения видов, появлялись все более сложные классы. Конечно, всем было понятно, что подобное умозаключение требует доказательств. Опять все уперлось в ископаемые переходные формы, которые не были известны науке. [1, с. 39]

Как видим, доказательства практически отсутствовали, но Дарвин оптимистически заявил, что переходные звенья обязательно будут найдены, как только соберут побольше ископаемых. Из изложенного видно, что данная теория - всего лишь частное мнение, не подкрепленное фактами. В конце XIX века теорию эволюции нельзя признать учением, но при сильном желании верить в нее, конечно, можно. И желающих нашлось немало.

Все желающие стали развивать теорию Дарвина. Причем надо отметить, что за рубежом энтузиастов, конечно, было много, но все же не столько, сколько их оказалось в Советском Союзе, потому что здесь просто нельзя было не верить, ибо учение стало официальным. За рубежом со временем начался постепенный отход от эволюционизма - несмотря на весь энтузиазм последователей Дарвина, пытающихся откопать искомые переходные звенья, последние так и не появились. Все сенсации по открытию черепов и костей обезьяночеловека оказались либо мошенническими подделками, либо заблуждениями. Ископаемая птица археоптерикс при обстоятельном рассмотрении оказалась самой настоящей птицей, а ископаемая рыба латимерия и вовсе оказалась живой и здоровой, плавающей около острова Мадагаскар, и самой настоящей рыбой, а не переходной формой. Таким образом, палеонтологические доказательства оказались исчерпанными.

Делись добром ;)