logo
Сущность и структура естествознания

Особенности современной науки как вида деятельности

Итак, наука - это сложное социальное образование, социальная система. Она представляет собой социально-организованное производство научных знаний, то есть деятельность по решению научных проблем, по выработке и теоретической систематизации знаний о действительности . Наука - не каталог сложившегося знания, а, скорее, процесс, в котором участвуют и живой научный труд субъектов данного производства, и накопленный труд прошлых поколений, представленный совокупным знанием.

Учитывая историю формирования и развития науки как подсистемы культуры можно перечислить следующие особенности современной науки как специального вида деятельности :

1. Наука относительно обособлена от практики, решает свои собственные, познавательные задачи (исследует объекты с точки зрения их места в природных процессах);

2. Она строит идеальный объект (научную картину мира), отличный от объекта материальной практической деятельности, что обеспечивает выход знания за пределы обыденного опыта, его теоретичность;

3. Ученые используют специальный язык;

4. Имеются специальные средства получения научного знания: научная аппаратура, измерительные приборы и т.д. В ХХ веке экспериментальная база науки колоссально усложнилась: при проведении исследований начинают использовать не только очень мощное и дорогостоящее оборудование (телескопы, электронные микроскопы и т.п.), но и ЭВМ. Использование в естествознании ЭВМ существенно увеличило возможности науки. Оно привело к качественному изменению эксперимента: его стало возможно автоматизировать, стало возможным ставить эксперименты нового вида - компьютерные. Использование ЭВМ сократило сроки проведения циклов измерений и обработки результатов эксперимента, усилило возможности теоретического анализа, породило новый язык науки;

5. Ученые используют специальные методы исследования и методологию;

6. Наука всегда ориентирована на получение целостного, системно организованного знания. Вместе с тем, в постнеклассической науке принципиально изменилось понимание знания. Философский анализ развития науки показал, что люди долгое время были склонны преувеличивать степень неизменности науки и ее истин. В действительности любой критерий истинности знания бессодержателен, пока его не начинают применять в конкретном научном контексте (к примеру, если вы не знаете, что такое парсек - единица длины в астрономии, - то для вас этот термин не несет никакого смысла). Критерии оценки знаний не задаются самим физическим миром, но избираются человеком, а затем в научном сообществе устанавливается соглашение считать данное знание истинным. Это соглашение будет неодинаковым для различных эпох и различных групп ученых.

Поскольку критерии оценки знаний не объективны, то ни одну из научных теорий нельзя считать абсолютно истинной и исключать существование в данной области других теорий. Очень часто в современной науке имеются несколько теорий решения одной и той же проблемы. На уровне обыденного мышления существование в одной области нескольких сталкивающихся между собой теорий понимается как доказательство их несостоятельности, но современные исследователи науки пришли к выводу, что ситуация наличия конкурирующих теорий в каждой области науки является совершенно нормальной. Задача исследователя - выбрать наиболее эффективную из них. Наличие спектра теорий и возможность выбора и делают науку рациональной. Такое новое понимание научного знания создает хорошую теоретическую базу для развития науки и подрывает базу догматизма в науке.

Соответствующим образом изменилось сегодня представление о научной идее, входящей в научную теорию и выражающей научные знания. Научная идея рассматривается не как окончательный ответ на вопрос, а как проект , программа исследования Научные понятия, посредством которых описывается идея, не являются самостоятельными, объективными сущностями, их вырабатывает сам человек в процессе познания. Понятия человек нагружает значением и смыслом, и с их помощью конструирует модель мира или его части. Поэтому научная деятельность понимается сегодня не столько как исследование, сколько как интерпретация (перевод), истолкование реальности в научных терминах. В ходе этого истолкования природа физической реальности социально конструируется, то есть выстраивается с позиций человека.

7. Поскольку изменился характер научной истины, целью науки теперь считается не истина, а понимание . Понимание достигается не за счет наглядных объяснений изучаемых процессов на схемах, чертежах, в экспериментах (как в классической науке), а за счет использования математических репрезентаторов (расчетов, формул). Иначе говоря, современное научное знание приобретает все более абстрактный и сложный вид;

8. В обществе существуют связи между потребителями и производителями научного знания;

9. Существуют специальные учреждения, занимающиеся организацией получения новых знаний, и люди, для которых получение нового знания является профессией - ученые;

10. Для науки целенаправленно готовятся кадры. Для этого существуют различные учреждения (институты, университеты).