45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
Нач. с сер. ХХ в. сформировался новый СП – междисциплинарное фил.-методологическое и социально-научное направление, кот. обладает высоким методологическим потенциалом.
СП состоит из 3 уровней: 1)общефилософский 2) общенаучный 3) специально-научный. Соответственно уровням СП включает понятийный аппарат. Система – общенаучное понятие, кот. выражает совокупность взаимосвязанных элементов м-ду собой и со средой, кот. образуют определенную целостность. Сегодня фил-й пр-п системности понимается как универсальное положение о том, что все предметы и явления мира- системы различных типов, видов, сложности и целостности.
Интерпретации пр-па системности: 1) онтологическая (традиционная)–системность принадлежит самим объектам действительности–> задачи исследователя : обнаружить систему, установить связи, систематизировать. 2) эпистемологический (гносеологический): системности нет в реальной действительности, ее конструирует субъект познания. Системность – не только способ видения реальности, но и стиль мышления, кот. сменил механистический стиль мышления.
Понятийный аппарат: системность, отношения, связь, элемент, структура, часть/целое, функция, иерархия, организация, системный анализ. Все понятия объединяет принцип системности. Пр-п системности лежит в основе СП (системной методологии).
Суть СП: это не строгая теоретическая концепция, а совокупность познавательных процессов, кот. позволяет определенным образом видеть познаваемые объекты, конструировать пр-с познания, искать пути открытия новых знаний. В основе СП – рассмотрение объекта как системы.
Задачи СП: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что св-ва целого не сводимы к сумме св-в его элементов. Элемент – часть с-мы, кот. является минимальным носителем его качеств (чел. – элемент общества). С-ма образуется путем соединения элементов и появления нового качества, кот. присуще только ей. 2) Анализ того, на сколько поведение с-мы обусловлено особенностями отдельных эл-в, так и св-ми структуры в целом. 3) исследование механизмов взаимозависимости системы и среды, взаимодействия. 4) изучение хар-ра иерархичности, присущего системе. 5) изучение обеспечения множественности описаний с целью многоаспектного охвата с-мы. 6) рассмотрение динамики с-мы и ее изменений.
С-мная постановка проблемы предполагает:1) овладение и применение с-много языка. 2) предварительное выяснение возможности представить с-му как целое. 3) вычленение с-мообразующих связей и структурных характеристик объектов. 4) выяснение предметного соответствия с-ме понятий, методов, принципов в их с-мном видении в сочетании с методами др. наук.
Задачи развития СП как методологии: 1) построение понятий моделей для с-много представления объекта. 2) разработка приемов и аппарата описания всех параметров с-мы: типа связей, отношения со средой, иерархия строения, характера управления, построение формализованных, знаковых, идеальных, математических систем для описания реальных с-мных объектов, возможность построения логичной системы знаний о них.
СП не гарантирует получение истины, он дает оптимальный путь – он неединственный, а один из многих, позволяет увидеть то, чего не было видно.
СП обогащается новыми подходами: представлением о самоорганизации, теорией самоорганизации: синергетика. Хакен 30-е гг. ХХ в. Греч. «синергия»–содействие, сотрудничество. Синергетика сочетает системно-информационный, структуролистический подходы с представлениями о самоорганизации, нелинейности систем.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.