8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако, историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. Достаточно широкий спектр мнений по вопросу о том, существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений, заключен между двумя полюсами.
1) Сознание – единственная достоверная реальность, в то время как материальный мир – лишь его порождение. Подобная установка, возникающая в рамках субъективного идеализма, получила название солипсизма. В целом идеализм признает абсолютную независимость мышления (сознания) от материи, в данном случае от человеческого тела, мозга.
2) Сознание не существует как качественно специфическая реальность. Подобная позиция характерна для физикализма – широкого научно-философского течения, объединяющего ряд направлений, которые отождествляют сознание и физические процессы в головном мозгу. Его сторонники признают право на существование только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий» (могут быть выражены на языке физики). В частности, в рамках неопозитивизма на основании того, что понятия «память», «мотивация», «мышление» (выражающие процессы, протекающие в сознании), без потери объяснительной силы могут быть раскрыты в физических терминах, осуществляется попытка представить «сознание» и «духовность» в качестве устаревших слов обыденного языка. Данные слова используются для обозначения того, чему современная наука просто не может дать объективного определения.
Позиция вульгарного материализма (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) в сер. XIX в. позволяла рассмотреть сознание как феномен, целиком сводимый к физиологическим процессам, происходящим в мозге человека. Головной мозг предназначен для производства мысли, подобно тому, как желудок совершает пищеварение, а печень вырабатывает желчь.
В настоящее время доказательная основа физикализма включает в себя известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую обусловленность ряда характеристик психики человека, связь типов мышления с работой полушарий мозга.
В качестве промежуточных вариантов интерпретации связи сознания и мозга, идеального и материального можно рассматривать следующие концепции.
Теория интроекции Р. Авенариуса (втор. пол. XIX в.) исходит из идеи о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. Утверждать, что мышление осуществляется в мозгу, – это недопустимая интроекция (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находится не может. С точки зрения Авенариуса, мышление осуществляется вне мозга.
Гилозоизм (XVII в.) формирует представление об универсальности сознания в качестве атрибута материи, признает ее всеобщую одушевленность. Приписывая материи во всех ее формах способность к ощущениям, гилозоизм представляет собой попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.
3) Диалектико-материалистический подход, с позиций которого сознание – функция мозга, то есть совокупность идеальных процессов и явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. И. Введенского и других ученых доказали единство физиологического и психического при одновременной нередуцируемости этих процессов друг к другу.
Специфика сознания заключается в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное – образ действительности в сознании (отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли). Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Это содержание представляет собой мир чувств, идей, мыслей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего индивида, ни других людей. Идеальное существует только будучи вплетенным в материальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в материальное взаимодействие человека со средой. Так, например, высота, или ширина, или плоскость не существует отдельно от вещей; цель и план деятельности имеют смысл только в отношении к самой деятельности. Таким образом, сознание есть «инобытие» материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии.
В целом, с позиций современной материалистической философии, сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе и по содержанию так же, как образ вторичен по отношению к оригиналу.
Развитие мозга (цефализация), обеспечившего возможность сознания, протекало в процессе длительной эволюции живой природы. Представление о цефализации и ее характере положено в основу открытия Д. Дана, смысл которого заключается в следующем: начиная с геологической эпохи кембрия, когда у живых организмов появляются зачатки нервной системы, идет медленное, без «откатов» назад, усовершенствование нервной системы, в частности, головного мозга. В дальнейшем в ходе эволюции роль мозга, регулирующего целесообразное поведение животного, все больше возрастает.
Современной наукой мозг человека рассматривается как сложноорганизованная и саморегулирующаяся система, качественное своеобразие которой определяется функциональной специализацией ее областей: зрение связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики: левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением и отвечает за речь, логику, счет; правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций.
Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, состоящей из миллиардов нервных клеток (нейронов), каждый из которых с помощью длинных и коротких отростков (аксонов и дендритов) связан с тысячами других нервных клеток. Вместе взятые, они образуют сложную сеть с огромным количеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Последние, получая сигналы, приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервным каналам передается в мозг. Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений, однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен по настоящее время.
Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Данное определение учитывает тот факт, что сознание – это продукт не только природного, но и социального развития. Естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, обусловливающей единство сознания, мышления и языка.
Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации. Язык – это способ выражения мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. Речь – это сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна. Специфические особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается человек, существенно влияет на развитие его речи.
Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.
Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике.
Значение языка для понимания опыта сознания и его творческих возможностей определяется следующими аспектами:
1. Язык является не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевой деятельности.
2. Язык выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая коммуникацию между людьми через многообразные языковые игры и ситуации.
3. Язык – посредник между миром и человеком. Это означает, что любой язык посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, количества, качества и т.п. Восприятие и познание мира, таким образом, возможно только через призму языка.
Несмотря на то, что сознание и язык выступают в единстве, определяющей стороной в этом тандеме оказывается сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы (формы мышления, в которых фиксируются существенные свойства реальности) и диктует законы их языкового выражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит. Мысля – осуществляет речевую деятельность. Мыслить – это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове.
Однако единство языка и мышления не предполагает их тождественности. Говорить – еще не значит мыслить. Можно обнаружить, по крайней мере, два существенных различия между языком и мышлением. Во-первых, структура языка не совпадает со структурой мышления: законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален (каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой). Во-вторых, единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Именно поэтому люди, говорящие на разных языках, мыслят принципиально одинаково, в силу чего возможен перевод с одного языка на другой.
Передача и аккумулирование накопленного человечеством опыта, осуществляется с помощью надбиологических программ (предписаний, обычаев, традиций, социальных стереотипов и т. п.), возникновение и функционирование которых связано с развитием и усложнением языка, речи и мышления. Творческая природа сознания выражается в том, что оно не просто пассивно отражает действительность, но и активно воздействует на нее. Человек как носитель сознания преобразует природу и общество и производит объекты, не существовавшие ранее в материальном мире, способствуя расширению сферы социокультурной реальности, созданию новых ценностей.
- Предисловие
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.2. Понятие мировоззрения, его структура и функции
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии (ч.1)
- 2.1 Философия Древнего Востока.
- 2.2. Античная философия.
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения.
- 2.1. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.3. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.); лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.); неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения.
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения.
- 4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии.
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.4. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.5. Диалектика как философская теория развития.
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа.
- 6.2.Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, практика, социализация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражения) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания.
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- 9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания Основные методы познавательной деятельности
- 10. 6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки в ее историческом становлении.
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники, этика и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- 11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др.
- 11.2. Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней.
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 1.14. Понятие техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5.Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
- 14.6.Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники.
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции.
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры.
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
- 15.4. Духовная жизнь общества.
- 15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.