logo search
МР леч мед-проф пед 05

Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц

? Экзаменационные вопросы по теме занятия

1. Физиологические свойства и функции поперечно-полосатых (скелетных) мышц. Виды и режимы сокращений скелетных мышц. Фазные мышечные сокращения. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Суммация мышечных сокращений. Тетанус и его виды. Оптимум и пессимум раздражения. Нефазные сокращения, их классификация.

2. Сила мышц, ее характеристики. Моторные единицы, их виды, свойства моторных единиц. Работа мышц. Динамическая, статическая, преодолевающая и уступающая работа. Этапы работы. Утомление. Теории утомления.

3. Функциональная характеристика неисчерченных (гладких) мышц. Морфофункциональные особенности гладких мышц.

4. Современная теория мышечного сокращения и расслабления. Роль сократительных белков и ионов Са2+ в развитии мышечного сокращения. Электромеханическое сопряжение.

Материалы для самостоятельной подготовки

Основная литература:

Дополнительная литература:

Практические работы

Работа 1. Одиночное мышечное сокращение

Учебно-исследовательская цель: исследовать длительность фаз одиночного мышечного сокращения в зависимости от степени утомления.

Ход работы: Для ускорения вращения барабана кимографа снимают флюгер часового механизма. Это позволяет зарегистрировать кривую мышечного сокращения. В ответ на одиночное раздражение мышца отвечает одиночным сокращением. Отмечают момент замыкания и обозначают фазы: латентный период, фаза сокращения, расслабления, остаточных колебаний. Включив кимограф, на барабане регистрируют серию одиночных сокращений. Отмечают длительность фаз сокращения в зависимости от развития утомления.

Работа 2. Тетанические сокращения

Учебно-исследовательская цель: изучить условия возникновения тетанического сокращения.

Ход работы: Нервно-мышечный препарат укрепляют в установке для регистрации мышечных сокращений: остаток бедренной кости фиксируют в зажиме «крокодил», ахиллово сухожилие прикрепляют к миографу. Нерв укладывают на эбонитовую пластинку и присоединяют к электродам. Замыкая ключ, подают электрическое раздражение на нерв. Редкие раздражения вызывают одиночные сокращения мышцы. Увеличивают частоту раздражения, наблюдают последовательно зубчатый и гладкий тетанус. Обычно зубчатый тетанус регистрируют при частоте 5-10 Гц.

Работа 3. Динамометрия (ручная и становая)

Ход работы: Ручная динамометрия. Определяют силу правой, а затем левой руки на сжатие, для чего, держа динамометр в вытянутой руке, сжимают его с максимальной силой. Повторяют измерение 3 раза и на основании трех значений вычисляют среднюю величину мышечной силы руки (в килограммах).

Показатель силы руки (ПСР) определяют по формуле:

.

Удовлетворительный показатель силы руки для женщин составляет 50 ед., для мужчин – 55 ед.

Результаты:

средняя сила мышц левой руки – … кг;

показатель силы левой руки – …;

средняя сила мышц правой руки – … кг;

показатель силы правой руки – … ед.

Становая динамометрия. Позволяет оценить силу мышц-разгибателей спины. Определение становой силы проводят 3 раза и берут среднюю величину (в килограммах). Для оценки показателя силы находят отношение силы мышц-разгибателей спины к весу испытуемого. Удовлетворительным показателем силы мышц-разгибателей спины принято считать для мужчин величину становой силы, превышающую собственный вес в 2 раза, для женщин – в 1,5 раза.

Результаты:

а) средняя сила мышц-разгибателей спины – … кг;

б) становая сила больше веса испытуемого – в … раза.

Работа 4. Эргография и динамометрия

Учебно-исследовательская цель: определить силу и работоспособность мышц предплечья пациента.

Ход работы:

Динамометрия. Пациент на вытянутой руке сжимает кистевой динамометр и отмечает максимальную силу мышц предплечья. Затем испытуемый выполняет 10 сжатий динамометра с частотой 1 раз в 5 сек. Результаты записывают и определяют уровень работоспособности мышц по формуле:

,

где Р – уровень работоспособности, А1, А2 … А10 – показатели динамометра при отдельных мышечных усилиях, n – количество попыток (в данном случае n=10).

Эргография. Результаты, полученные выше, используют для определения снижения работоспособности мышц по формуле:

,

где S – показатель снижения работоспособности мышц, А1 – величина начального мышечного усилия, Амin – минимальная величина усилия, Амаx – максимальная величина усилия.

Начертите график: по оси абсцисс расположите порядковые номера усилий, на оси ординат – показатели динамометра при каждом усилии.

Результаты:

Вывод:

Работа 5. Электронейромиография (ЭМГ)

Учебно-исследовательская цель: познакомиться с методом объективного исследования нервно-мышечной системы посредством регистрации электрических потенциалов мышц у человека, который применяется у больных с различными двигательными нарушениями для определения степени и распространенности поражения, и в настоящее время является важным методом функциональной диагностики в практической медицине (неврологии, хирургии, ортопедии).

Электронейромиография – это комплексный метод, в основе которого лежит применение электрической стимуляции периферического нерва с последующим изучением вызванных потенциалов иннервируемой мышцы

Из методик исследования используют два способа отведения биопотенциалов мышц: накожными электродами (глобальная электромиография) и игольчатыми (локальная электромиография).

Электромиограммы (ЭМГ) глобальной электромиографии – это результат сложения колебаний потенциала многих двигательных единиц. Они зависят от количества отдельных единиц, частоты и степени синхронизации их разрядов. Глобальная электромиография применяется для определения функционального состояния нервно-мышечного аппарата в целом. Выделено 4 основных типа ЭМГ (см. «Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов и слушателей системы послевузовской подготовки специалистов», Барнаул, 2004, С. 279-287).

Пакет заданий

1. Опишите морфологические особенности скелетной и гладкой мускулатуры.

2. Какова возбудимость мышечного волокна по отношению к нервному волокну? Чем это обусловлено?

3. Перечислите и дайте определение физиологическим свойствам скелетных мышц, функции скелетных мышц.

4. Перечислите физиологические свойства гладкой мышцы.

5. В чем проявляется пластичность гладкой мускулатуры? Физиологический смысл этого свойства?

6. Что Вы понимаете под функциональным синцитием гладкой мускулатуры?

7. Какие характерные функциональные особенности отличают гладкую мышцу от скелетной?

8. Имеется ли зависимость между амплитудой одиночного сокращения скелетного мышечного волокна и силой прямого раздражения.

9. Имеется ли зависимость между амплитудой сокращения целой скелетной мышцы и силой прямого раздражителя? Ответ поясните.

10. Какие виды мышечных сокращений Вы знаете? Какие виды мышечных сокращений присущи скелетным и гладким мышцам?

11. Что такое фазные сокращения и их виды. Какие из них характерны для скелетных мышц?

12. Что такое одиночное мышечное сокращение? Его фазы?

13. Как соотносятся длительность потенциала действия (ПД) мышечной клетки с длительностью одиночного мышечного сокращения?

14. Как соотносятся фазы возбудимости мышечного волокна с фазами ПД? Ответ проиллюстрируйте.

15. Назовите и графически представьте виды суммации мышечных сокращений. Каковы условия их возникновения?

16. Что такое нефазные сокращения? Опишите их виды.

17. Как различаются виды мышечных сокращений в зависимости от условий, применяемых для измерения механической деятельности мышц? Ответ поясните.

18. Какие виды мышечных сокращений по отношению к целостному организму Вы знаете?

19. Дайте понятие моторной единицы.

20. Дайте понятие тетануса. Виды тетануса. Условия их возникновения.

21. Для каких видов мышц характерны тетанические сокращения?

22. Что такое контрактура? Ее отличие от тонуса.

23. Что такое сила мышечных сокращений?

24. От чего зависит сила мышц?

25. Дайте понятие физиологического и геометрического сечения мышц. Что такое абсолютная сила мышц?

26. Опишите зависимость величины сократительного эффекта от степени растяжения мышц.

27. Сформируйте «правило средних нагрузок».

28. Какие виды мышечной работы Вы знаете? Дайте необходимые пояснения.

29. Что такое рабочая гипертрофия мышц? Какие процессы лежат в ее основе?

30. Опишите фазы теплообразования при сократительном процессе.

31. Что такое утомление? Основные моменты теории утомления.

32. Назовите белки, участвующие в мышечных сокращениях. Какова роль каждого из них в процессе мышечного сокращения?

33. Изложите основные положения современной теории мышечного сокращения.

34. Электромеханическое сопряжение. Роль Са2+ и саркоплазматического ретикулума в процессе мышечного сокращения.

35. Опишите механизмы, вызывающие смену сокращения мышцы ее расслаблением. Роль Са2+-зависимой АТФ-азы.

36. В каких процессах мышечного сокращения необходима энергия макроэргических связей АТФ?

37. Нарушение каких процессов мышечного сокращения может вызвать применение ядов, подавляющих ресинтез АТФ?

38. Дайте определение «оптимума» и «пессимума». Что такое оптимальная и пессимальная частота?

Решение ситуационных задач

(они представлены в отдельном Сборнике).

Примечание: Для более наглядного представления материала по теме «Физиологические свойства мышц» в ходе практического занятия Вашему вниманию будут представлены динамические слайды, раскрывающие тонкие механизмы мышечного сокращения.