Этногенез и антропогенез.
1. Этногенез и его основные факторы.
2. Методы исследования этногенеза.
3. Этногенез и антропогенез.
3. Концепция этногенеза Л.М. Гумилёва.
I. Исследование процесса этногенеза, т.е. происхождение и развитие этносов относится к одному из самых сложных разделов этнологии. В целом вопросы этногенеза в этнологии рассматриваются с периода формирования человека современного типа около 40 тыс. лет назад.
На процессах этногенеза происходивших на рубеже ранней истории человечества сказывались массовые переселения, которые ускорили переход (процесс) от ячеек – племён к народностям. Очень часто местное население оказывалось завоёванным пришельцами.
Этнические процессы – это процессы, при которых происходят изменения различных компонентов этноса отдельных элементов духовной и материальной культуры языка, социальной структуры в самосознании.
II. Прежде всего, выделяют этноэволюционные (меняются отдельные элементы, но не самосознание) и этнотрансформационные (изменение сознания и принадлежность к другому этносу). Выделяют также этническое объединение и этническое разделение. Выделяют несколько форм этнического объединения:
Этническая фузия (т.е. слияние нескольких самостоятельных народов родственных по языку и культуре в единый этнос);
Этническая консолидация (внутреннее сплочение крупного этноса в ходе сглаживания различий между его локальными группами);
Этническая ассимиляция (растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде др. более крупного народа);
Этническая конвергенция (т.е. взаимодействие 2-х очень близких по языку и культуре этносов);
Межэтническая интеграция (взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких различий по языку и культурных этносов, которые приводят у них к появлению ряда общих черт);
Этническая миксация (когда новый этнос образуется путём слияния народов, не связанных родством).
Формы этнического разделения:
Этническая парциация (т.е. деление единого этноса на несколько частей и появление новых народов);
Этническая сепарация (т.е. отделение от этноса небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос).
III. Ранние этапы этногенеза изучали с помощью таких наук, как:
Полионтология (кости);
Археология;
Антропология;
Лингвистика.
Для этногенетических исследований большое значение имеют также письменные источники и фольклор. Ранний этап этногенеза связан, прежде всего, с антропогенезом, т.е. процессом формирования физического типа современного человека.
1-й этап – появление людей на планете, около 1 млн. лет назад.
2-й этап – 600-200 тыс. лет назад, питекантропы.
3-й этап – неандертальцы, 200-40 тыс. лет назад.
Следует отметить, что антропогенез представляет собой процесс появления и эволюции первобытных людей от человекообразных обезьян до хомосапиенса. Однако антропогенез не объясняет процесс появления разума у человека и процесс расообразования. Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшей проблеме этнической истории народа.
III. Л.Н. Гумилёв (1912г. – 1992г.).Окончил Ленинградский государственный университет. 14 лет провёл в концлагерях. Главные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России», «Этносфера. История людей и история природы».
В основу своей концепции Гумилёв положил тезис о природно – биологическом характере этноса. Это связано с тем, что этнос является составной частью биоорганического мира планеты. Гипотеза Гумилёва составляет предположение, что несколько раз за тысячелетие поверхность планеты подвергается воздействию определённого типа космического излучения, который вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека отвечающего за восприятие энергии из внешнего мира. За 3000 лет – 9 пассионарных толчков. Пассионарный толчок вызывает стремление к действию – к пассионарности.
При благоприятных биологических условиях и объединению людей, начинается процесс и через 130-160 лет появляется новый этнос (народ). Стереотипы поведения для этноса формируют пассионарии. В целом цикл жизни этноса составляет 1500 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше. Фазы развития связаны со стереотипами поведения:
Подъема («Будь тем, кем ты должен быть»);
Ахматическая («Будь тем, кем я хочу», «Будь самим собой»);
Надлома («Мы устали от великих»);
Инерционная («Будь таким, как я»);
Абскурацис, т.е. старости этноса (наступает 1100 лет – «Будь таким, как мы»);
Регенерация (т.е. время восстановления этнической системы);
Мимореальная (утеряна культура, сливается с крупным этносом, но что-то отдельно сохраняет, пример: современные народы Алтая, ногайцы).
Последние 2 типа могут, как быть, так и не быть.