Тема 1.3. Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Лабораторные и практические работы
Распознание органов у растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
— что лежит в основе строения всех живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
— показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— исследовать строение основных органов растения;
— показывать составные части побега, основные органы животных;
— описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;
— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выделять в тексте главное;
— ставить вопросы к тексту;
— давать определения;
— формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;
— работать с биологическими объектами;
— работать с различными источниками информации;
— участвовать в совместной деятельности;
— выявлять причинно-следственные связи.
- Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)
- Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система
- Тема 1.2. Ткани растений и животных
- Тема 1.3. Органы и системы органов
- Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23/46 ч)
- Тема 2.1. Питание и пищеварение
- Тема 2.2. Дыхание
- Тема 2.3. Передвижение веществ в организме
- Тема 2.4. Выделение
- Тема 2.9. Рост и развитие
- Тема 2.10. Организм как единое целое
- Раздел 1. От клетки до биосферы (10 ч)
- Раздел 3. Царство Бактерии (4 ч)
- Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии
- Тема 2.2. Многообразие бактерий
- Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
- Тема 3.1. Строение и функции грибов
- Тема 3.2 Многообразие и экология грибов
- Тема 3.3. Группа лишайники
- Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
- Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология
- Тема 4.2. Отдел Моховидные
- Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные
- Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные
- Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения
- Тема 4.6. Эволюция растений
- Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
- Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов
- Тема 5.2. Растения и человек
- Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ
- Раздел 1. Царство Животные (52 ч)
- Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных
- Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные
- Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные
- Тема 1.4. Кишечнополостные
- Тема 1.5. Тип Плоские черви
- Тема 1.6. Тип Круглые черви
- Тема 1.7. Тип Кольчатые черви
- Тема 1.8. Тип Моллюски
- Тема 1.9. Тип Членистоногие
- Тема 1.10. Тип Иглокожие
- Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
- Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
- Тема 1.13. Класс Земноводные
- Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся
- Тема 1.15. Класс Птицы
- Тема 1.16. Класс Млекопитающие
- Тема 1.17. Основные этапы развития животных
- Тема 1.18. Животные и человек
- Раздел 2. Вирусы (2 ч)
- Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов
- Раздел 3. Экосистема (10 ч)
- Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы
- Тема 3.2. Экосистема
- Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема
- Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере
- Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере
- Тема 1.1. Место человека в системе органического мира
- Тема 1.2. Происхождение человека
- Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
- Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека
- Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (5/6 ч)
- Тема 2.1. Координация и регуляция
- Тема 2.2. Опора и движение
- Тема 2.3. Внутренняя среда организма
- Тема 2.4. Транспорт веществ
- Тема 2.5. Дыхание
- Тема 2.6. Пищеварение
- Тема 2.7. Обмен веществ и энергии
- Тема 2.13. Человек и окружающая среда