logo search
1вопр

05. Предмет, социокультурный статус и функции философии

Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их раз­ностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию.

Функции философии многоас­пектны. Многими философами, выдви­гающими на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция философии.

Ни одна частная наука не выполняет и не может выполнить эту функцию Специальные науки имеют своим пред­метом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию.

В комплексе самых общих оснований куль­туры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (при­рода, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируют­ся в философское учение о бытии — онтоло­гию (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение). Кроме того, теоре­тическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — прак­тические, познавательные и ценностные. Философская мысль выяв­ляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие уни­версалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной ис­тории в целом. Помимо функции выявления и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также си­стематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта. Разработка обобщенных идей и представ­лений с самого начала считалась задачей фи­лософов. Также упоминают интег­рирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную, онтологическ., гносеологич, аксиологич, праксеологич..

На долю философии па­дает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философ­ских вопросов, формирование нового виде­ния мира обычно сопровождается развенча­нием заблуждений, предрассудков. В системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накоп­ления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошло­му и настоящему, но и к будущему. В каче­стве формы теоретической мысли она обла­дает мощными творческими возможностями формирования обобщен­ных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, ва­рьируются, мысленно «проигрываются» раз­ные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается — как бы на выбор — целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравствен­ных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немысли­мо, чтобы какая-то одна система взглядов го­дилась всегда и для всех. Многообразие фи­лософских позиций, точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем — цен­ность культуры.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта — практического, познавательного и ценностно­го. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сба­лансированной мироориентации. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их со­гласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Онтологическую функцию философия выполня­ет тем, что она как системно-рационализированное ми­ровоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция философии заключа­ется в создании обобщенной картины познания, формули­ровании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного по­знания и логического мышления.

Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстети­ческих идеалов, духовных регуляторов поведения челове­ка в мире культуры. Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обосно­ванием своих положений; она определенным образом интерпре­тирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

Праксеологическая функция философии про­является в опосредованном ее воздействии на практиче­скую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуаль­ных и массовых действий.

Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют, в свою очередь, современное содержание праксеологической функции диалектического материализма. Его социально-философский комплекс идей (материалистическое понимание истории, или исто­рический материализм) нуждается в критическом анализе и устранении догматических стереотипов сознания и ус­таревших идеологических схем. Только при условии все­стороннего развития (и творческим усвоением ценных достижений иных современных философских учений) диалектический материализм способен выполнить задачу теоретического осмысления идущего ныне глобального социального обновления, продвижения человечества к гуманному, демократическому будущему. Особую роль ныне приобретает аксиологиче­ская функция философии. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологи­ческими кризисами, достижениями и опасностями науч­но-технического прогресса требует в качестве категори­ческого императива социального мышления признания человека высшей ценностью.