logo search
МР леч мед-проф пед 05

Желаем Вам отличного ответа на зачете!

Раздел II

Регуляция физиологических функций

Занятие 7 (2.1)

Общие принципы регуляции.

Рефлекторная деятельность ЦНС.

Особенности распространения возбуждения

и торможения в ЦНС

? Экзаменационные вопросы по теме занятия

1. Физиологическая регуляция функций, ее задачи и значение для жизнедеятельности. Регуляторные системы, их элементы. Основные механизмы регуляции функций, их характеристика. Уровни регуляции, виды регуляторных влияний. Типы регуляций. Основные правила регуляции.

2. Системные регуляторные реакции и процессы. Стресс, его фазы, физиологическое значение. Срочная адаптация, долговременная адаптация, механизмы формирования, физиологическое значение.

3. Функциональные системы, их характеристика и физиологическое значение в регуляции и саморегуляции функций. Периферические и центральные составляющие функциональной системы, их характеристика. Основные элементы центральной архитектоники функциональной системы, их взаимодействие.

4. Рефлекторная регуляция (Р. Декарт, Г. Прохазка), ее характеристика, место и роль в регуляции функций. Принципы рефлекторной теории (И.П. Павлов). Рефлекторная дуга, функциональная характеристика ее отделов. Центральная часть рефлекторной дуги. Понятие о нервных центрах. Локальные и иерархические нервные сети. Свойства нервных центров.

5. Рефлексы, виды рефлексов. Безусловные рефлексы, их классификация и характеристика. Инстинкты. Понятие об условных рефлексах.

6. Многообразие синапсов в ЦНС. Характеристика медиаторов и синаптических рецепторов в ЦНС, ферменты инактивации медиаторов. Возбуждающие синапсы. Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП).

7. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов). Современная классификация, клеточные механизмы центрального торможения. Тормозящие синапсы и их медиаторы. Тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП). Виды центрального торможения в нервных сетях. Принципы координации (упорядочения) рефлекторной деятельности.

Материалы для самостоятельной подготовки

Основная литература:

Дополнительная литература:

Практические работы

Работа 1. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (опыт Сеченова)

Ход работы: Обнажают у лягушки головной мозг. Для этого завернутую в салфетку лягушку держат в левой руке и делают Т-образный разрез кожи на голове. Срезают все кожные лоскуты и оголяют черепную коробку. Острую браншу маленьких ножниц вводят в полость черепа и делают поперечный разрез черепной коробки, скользя ножницами по внутренней поверхности черепа, чтобы не повредить мозг. После этого разрезают кость по бокам черепа и удаляют черепную коробку. Найдя в головном мозге область зрительных бугров (четверохолмие), острым скальпелем проводят над ним поперечный разрез и вычерпывают ткань мозга выше разреза. Подвешивают лягушку за нижнюю челюсть на штативе и определяют время рефлекса по методу Тюрка. Через 2-3 минуты, предварительно осушив поверхность мозга фильтровальной бумагой, помещают кристаллик поваренной соли на зрительные бугры. Непосредственно после этого определяют время рефлекса по Тюрку. Кристаллик соли удаляют, а мозг тщательно отмывают физиологическим раствором. Через 5 минут вновь определяют время рефлекса по Тюрку и сравнивают с предыдущими показателями.

Работа 2. Взаимное торможение спинномозговых рефлексов

Ход работы: Опыт проводится на препарате «спинальная лягушка». Одна лапка погружается в 2% раствор серной кислоты. Отмечают момент погружения лапки и ее отдергивания, то есть определяют время рефлекса по методу Тюрка. Через 4-5 минут снова погружают эту лапку в кислоту, а другую зажимают пинцетом. Наблюдают за отдергиванием лапки. Измеряют время рефлекса и сравнивают его с предыдущими показателями. Эксперимент повторяют 3 раза.

Работа 3. Значение отдельных частей рефлекторной дуги

Ход работы: Готовят спинальную лягушку. Подвешивают ее за нижнюю челюсть на штативе. Раздражают голень задней лапки фильтровальной бумагой, смоченной 0,5% раствором серной кислоты, и получают сгибательный рефлекс. Затем в области бедра проводят круговой разрез кожи и снимают ее с лапки. Вновь раздражают голень этой лапки кислотой и наблюдают отсутствие рефлекса.

Разрезают кожу бедра другой задней лапки той же лягушки и, отыскав седалищный нерв, отпрепаровывают его на протяжении 1,5-2,0 см. Подводят под нерв нитку, но не завязывают ее. Вызывают рефлекс сгибания пощипыванием пальцев лягушки пинцетом. Затем подтягивают нерв за нитку и кладут под него ватку, смоченную новокаином (чтобы вызвать блокаду проведения возбуждения в чувствительных нервных волокнах). Через каждую минуту проверяют наличие рефлекса. Отмечают время, когда на раздражение пальцев лапка лягушки перестанет отвечать сокращением. Сразу вслед за этим раздражают кожу выше уровня блокады нерва и убеждаются в наличии рефлекторного сгибания.

Убедившись в наличии рефлекса у спинальной лягушки, разрушают у нее спинной мозг (в спинномозговой канал вводят препаровальную иглу). Наблюдают исчезновение всех рефлексов.

Работа 4. Суммация возбуждения

Ход работы: Готовят препарат «спинальная лягушка». Закрепляют лягушку на штативе за нижнюю челюсть. Накладывают бумажки, смоченные соляной кислотой, на различные рецепторные поля кожного покрова лягушки. Постепенно произойдет концентрация или пространственная суммация раздражителей, что позволит в конечном счете наблюдать это в виде рефлекса (лягушка будет пытаться сбросить бумажки).

Работа 5. Иррадиация возбуждения

Ход работы: Лапку отпрепарированной спинальной лягушки обматывают проволокой и подают раздражитель в виде тока подпороговой силы. Ответной реакции не наблюдается. При увеличении силы тока до сверхпорогового уровня отмечается реакция всей двигательной системы лягушки, что указывает на существование и проявление иррадиации.

Работа 6. Оценка основных проприоцептивных рефлексов

Рефлексы позволяют судить о состоянии различных отделов нервной системы. При исследовании рефлексов опреде­ляются их характер, равномерность, асимметрия, при повышении их отмечается рефлексогенная зона. При описании рефлексов применяют следующие градации: 1) живые рефлексы; 2) гипорефлексия; 3) гиперрефлексия (с расширенной рефлексогенной зоной); 4) арефлексия (отсутствие рефлексов). Рефлексы могут быть глубокими, или проприоцептивными (сухожильные, надкост­ничные, суставные), и поверхностными (кожные, со слизистых оболочек).

Сухожильные и надкостничные рефлексы возникают при перкуссии молоточком по сухожилию или надкостнице – ответ проявляется двигательной реакцией соответствующих мышц. Для получения сухожильного и надкостничного рефлексов на верхних и нижних конечностях необходимо вызывать их в соот­ветствующем положении, благоприятном для рефлекторной реак­ции (отсутствие напряжения мышц, среднее физиологическое положение).

Рефлекс сухожилия сгибателя верхней конечности (локтевой рефлекс). Левой рукой поддерживайте предплечье обследуемого в полусогнутом положении, под углом около 120°, без напряжения, подставив ладонь своей руки под его локоть. Нанесите удар молоточком по сухожилию двуглавой мышцы. Пронаблюдайте сгибание руки в локтевом суставе.

Рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности. Станьте сбоку обследуемого, отведите пассивно его плечо кнаружи до го­ризонтального уровня, поддерживая его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Нанеси­те удар молоточком у самого локтевого сгиба. Пронаблюдайте разгибание предплечья.

Коленный рефлекс. Обследуемый должен сесть на стул и поло­жить ногу на ногу. Нанесите удар молоточком по сухожилию че­тырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Пронаблюдайте разгибание ноги.

Ахиллов рефлекс. Обследуемый должен стать коленями на стул так, чтобы ступни ног свободно свисали. Нанесите удар молоточ­ком по ахиллову сухожилию. Пронаблюдайте подошвенное сгиба­ние стопы в результате сокращения икроножных мышц.

Работа 7. Хронорефлексометрия

Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 387-388.

Пакет заданий

1. Перечислите задачи, стоящие перед регуляцией физиологических функций.

2. Дайте понятие регуляторным системам.

3. Перечислите элементы регуляторных систем.

4. Охарактеризуйте основные механизмы регуляции функций.

5. Перечислите уровни нейрогуморальной регуляции.

6. Раскройте принцип положительной (отрицательной) обратной связи.

7. Какие процессы лежат в основе местной регуляции функций (региональной, межорганной, на уровне целостного организма)?

8. Из каких отделов состоит нервная система?

9. Перечислите основные правила регуляции.

10. Дайте определение стресса по Г. Селье.

11. Перечислите и охарактеризуйте фазы и стадии стресса.

12. Каков механизм формирования срочной адаптации?

13. Каков механизм формирования долговременной адаптации?

14. Дайте определение «функциональной системе».

15. Охарактеризуйте периферические и центральные составляющие функциональной системы.

16. Раскройте роль функциональных систем в саморегуляции организма.

17. Перечислите стадии формирования функциональной системы.

18. Перечислите основные отделы ЦНС.

19. Чем представлена периферическая нервная система?

20. Что является структурно-функциональной единицей ЦНС?

21. В чем функциональное значение различных отростков нейрона?

22. Как подразделяются нейроны в зависимости от количества отростков?

23. Как классифицируются нейроны в зависимости от выполняемой функции?

24. Какие нейроны мы называем вставочными, и где они в основном располагаются?

25. Дайте определение рецепторам. Каковы функции рецепторов?

26. Как классифицируются рецепторы?

27. Что такое рефлекс?

28. Какие главные черты характерны для рефлекторного принципа по Павлову?

29. Что означает детерминизм рефлекса?

30. Опишите такие черты рефлекторного принципа, как анализ и синтез. Где протекают эти процессы?

31. Раскройте принцип структурности.

32. Опишите, что представляет собой рефлекторная дуга.

33. Из каких отделов состоит 3-нейронная рефлекторная дуга?

34. Какова функция афферентной части рефлекторной дуги?

35. Какова функция центральной части рефлекторной дуги?

36. Какова функция эфферентной части рефлекторной дуги?

37. Перечислите виды рефлексов.

38. Что такое безусловные рефлексы?

39. Дайте классификацию безусловных рефлексов.

40. Что такое инстинкт?

41. Что такое условные рефлексы?

42. Что такое нервный центр?

43. Перечислите основные свойства нервных центров.

44. Что такое доминанта? Каковы ее свойства?

45. Дайте определение понятию локальных и иерархических нервных сетей.

46. Дайте классификацию синапсов в ЦНС.

47. Перечислите нейромедиаторы и синаптические рецепторы ЦНС.

48. Назовите ферменты, инактивирующие нейромедиаторы.

49. Опишите центральное торможение и его виды.

50. Что такое первичное центральное торможение?

51. Что такое вторичное центральное торможение?

52. Опишите механизм первичного пресинаптического торможения.

53. Опишите механизм первичного постсинаптического торможения.

54. Что такое возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП)?

55. Что такое тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП)?

56. Назовите тормозящие синапсы и их нейромедиаторы.

57. Какие виды центрального торможения в нервных сетях Вам известны?

58. Перечислите принципы координации (упорядочения) рефлекторной деятельности.

Решение ситуационных задач

(они представлены в отдельном Сборнике)