49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
Главное содержание диалектики выявляют три основных ее закона:
закон перехода количественных изменений в качественные, (говорит о скачкообразном характере развития);
закон борьбы и единства противоположностей, (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту);
закон отрицания отрицания, (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития.
Все три закона нужно рассматривать вместе, что даст полную картину объекта.
Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления.
В обобщенной форме основные требования к диалектическому мышлению в наиболее краткой и сжатой форме сформулировал Ленин, опираясь на Гегеля. Он выделил:
1) чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны. Этого нам никогда не достичь, но это убережет нас от ошибок,
2) диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, самодвижении, изменении,
3) для познания предмета, необходимо использовать всю человеческую практику,
4) диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…».
Таким образом, законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания.
Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия.
Следует различать два понятия противоречия:
- формально-логическое,
- диалектико-логическое.
В классической (двузначной) логике под противоречием понимается отношение между двумя высказываниями, которые не являются вместе истинными, и не являются вместе ложными. Это отношение конкретизируется в двух формально-логических законах:
- законе противоречия (два отрицающих друг друга высказывания - не являются вместе истинными),
- и законе исключенного третьего (два отрицающих друг друга высказывания не являются вместе ложными – одно из них необходимо истинно, третье же исключено).
Современная формальная логика устанавливает, что если в системе знаний есть хоть одно противоречие, то возможно выведение и истинного и ложного положения как истинного, что обесценивает систему в познавательном отношении. В диалектической логике дело обстоит несколько иначе. С точки зрения метафизического способа понимания реальности, считалось, что если в системе знаний появлялось противоречие, то это говорило о слабости системы.
Противоречие – это корень всякого движения. Идеала непротиворечивости нет – объединение противоречий, т.е. мы должны объединить знания.
В настоящее время в рамках исследования формализованных языков выработано два понимания непротиворечивости:
- синтаксическое (языковая система является не противоречивой, если в ней нельзя вывести такие два выражения – А и не-А),
- семантическое (система непротиворечива, если существует множество объектов, для которых выражения данной системы являются истинными. В данной системе исчезает различие между истинностью и неистинностью, и в ней становится доказуемой истинность произвольных утверждений).
Сложность состоит еще и в том, что проблему нужно правильно поставить, и только тогда возможно дальнейшее продвижение к истине.
При столкновении с противоречием чаще всего избирается наиболее привычный и распространенный путь его устранения через доказательство ложности одной из альтернатив, попавшей в систему знания в результате якобы допущенной ошибки; однако неустранимость противоречия вынуждает исследователя принять тезис о том, что противоречие есть отображение диалектически противоречивой действительности. По сути дела, только с этого момента становится возможной проблематизация, которая есть начало, но не знания, а теоретизации.
Вне зависимости от того, с каким предметом – статическим, развивающимся – имеет дело научное мышление, оно должно отвечать требованию непротиворечивости. Точнее, непротиворечивость является методологическим идеалом, корректирующим и стимулирующим движение научного познания. Несоответствие идеалу непротиворечивости является достаточным условием возникновения проблемных ситуаций в науке.
Нужно найти источник противоречия, далее следуя логике, определяем, как они возникли, во что они превратились и, что будет дальше.
Главное звено – нужно найти в предмете, т.к. в основном, все предметы имеют одинаковые «свойства».
Гипотеза – явная форма наличия противоречия между «старым» и «новым» знанием.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.