logo search
МР леч мед-проф пед 05

III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)

Учебно-исследовательская цель: установить зависимость между силой постоянного тока и его направлением, и сокращением мышцы.

Ход работы: Опыт проводится на том же препарате. Меняя силу раздражителя, определяют порог для катод-замыкательного и анод-размыкательного действия электрического тока.

Пакет заданий:

1. Перечислите общие свойства возбудимых тканей и дайте им определения.

2. Какие ткани относятся к возбудимым и почему?

3. Какие электрические явления возникают в возбудимых тканях на уровне клетки и на уровне органа в покое и при возбуждении?

4. Дайте понятие потенциала покоя (мембранного потенциала).

5. Обоснуйте происхождение потенциала покоя с точки зрения ионно-мембранной теории (Ходжкин, Хаксли).

6. Объясните, как рассчитывается величина мембранного потенциала с помощью уравнений Нернста и Гольдмана.

7. Сформулируйте основные положения ионно-мембранной теории происхождения биопотенциалов.

8. Какова роль ионов (и каких) в генерации биопотенциалов?

9. Какие виды транспорта веществ через мембраны играют главную роль в генерации биопотенциалов?

10. Что такое потенциал действия?

11. Чем обусловлен потенциал покоя (ПП)?

12. Чем обусловлен потенциал действия (ПД)?

13. Как изменится внутриклеточный потенциал в состоянии покоя, если:

- уменьшить внутриклеточную концентрацию калия?

- увеличить внеклеточную концентрацию натрия?

- увеличить внутриклеточную концентрацию калия?

- уменьшить внеклеточную концентрацию натрия?

14. Обоснуйте происхождение ПД с точки зрения ионно-мембранной теории.

15.Сформулируйте основные положения ионно-мембранной теории происхождения ПД.

16. Нарисуйте схему ПД и обозначьте их фазы. Поясните, какими явлениями определяются эти фазы.

17. Какова роль калий-натриевого насоса в генерации биоэлектрических явлений на уровне клетки? Каков механизм его функционирования?

18. Дайте определение понятиям: «токи повреждения», «токи градиента основного обмена», «токи действия».

19. Дайте определение возбудимости. Перечислите и дайте определение мер возбудимости, используя кривую «сила-время».

20. Как меняется возбудимость в различные фазы ПД?

21. Опишите, как меняется возбудимость ткани в ходе возбуждения?

22. Опишите фазные изменения возбудимости ткани.

23. Что такое критический уровень деполяризации (КУД)?

24. Что такое аккомодация ткани?

25. Что такое локальный ответ и чем он обусловлен?

26. Следовой потенциал, его виды. Зависимость возбудимости от вида следового потенциала.

27. Опишите зависимость ответной реакции возбудимых тканей от силы, длительности и градиента действия раздражителя.

28. Закон «все или ничего». Поясните его физиологический смысл.

29. В чем заключается особенность ПД сердечной мышцы и чем это обусловлено? Какой физиологический смысл, на Ваш взгляд, имеет это явление?

30. Дайте определение понятиям: «электротон», «физиологический электротон», «физиологический анэлектротон».

31. Опишите клеточные механизмы возбуждающего действия постоянного тока.

32. Поясните, каким образом и как влияет постоянный ток на возбудимость ткани при замыкании цепи? При размыкании цепи?

33. Сформулируйте законы Пфлюгера.

34. Что такое анодный блок?

35. Что такое катодическая депрессия?

36. Как меняется хронаксия под каждым электродом при действии подпорогового постоянного тока?

37. Как изменится величина КУД под каждым электродом при действии подпорогового постоянного тока?

38. Как изменится возбудимость под электродами при действии очень сильного, длительного постоянного тока?

36. Как изменится возбудимость под электродами при действии подпорогового постоянного тока?

Решение ситуационных задач

(они представлены в отдельном Сборнике)