III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
Учебно-исследовательская цель: установить зависимость между силой постоянного тока и его направлением, и сокращением мышцы.
Ход работы: Опыт проводится на том же препарате. Меняя силу раздражителя, определяют порог для катод-замыкательного и анод-размыкательного действия электрического тока.
Пакет заданий:
1. Перечислите общие свойства возбудимых тканей и дайте им определения.
2. Какие ткани относятся к возбудимым и почему?
3. Какие электрические явления возникают в возбудимых тканях на уровне клетки и на уровне органа в покое и при возбуждении?
4. Дайте понятие потенциала покоя (мембранного потенциала).
5. Обоснуйте происхождение потенциала покоя с точки зрения ионно-мембранной теории (Ходжкин, Хаксли).
6. Объясните, как рассчитывается величина мембранного потенциала с помощью уравнений Нернста и Гольдмана.
7. Сформулируйте основные положения ионно-мембранной теории происхождения биопотенциалов.
8. Какова роль ионов (и каких) в генерации биопотенциалов?
9. Какие виды транспорта веществ через мембраны играют главную роль в генерации биопотенциалов?
10. Что такое потенциал действия?
11. Чем обусловлен потенциал покоя (ПП)?
12. Чем обусловлен потенциал действия (ПД)?
13. Как изменится внутриклеточный потенциал в состоянии покоя, если:
- уменьшить внутриклеточную концентрацию калия?
- увеличить внеклеточную концентрацию натрия?
- увеличить внутриклеточную концентрацию калия?
- уменьшить внеклеточную концентрацию натрия?
14. Обоснуйте происхождение ПД с точки зрения ионно-мембранной теории.
15.Сформулируйте основные положения ионно-мембранной теории происхождения ПД.
16. Нарисуйте схему ПД и обозначьте их фазы. Поясните, какими явлениями определяются эти фазы.
17. Какова роль калий-натриевого насоса в генерации биоэлектрических явлений на уровне клетки? Каков механизм его функционирования?
18. Дайте определение понятиям: «токи повреждения», «токи градиента основного обмена», «токи действия».
19. Дайте определение возбудимости. Перечислите и дайте определение мер возбудимости, используя кривую «сила-время».
20. Как меняется возбудимость в различные фазы ПД?
21. Опишите, как меняется возбудимость ткани в ходе возбуждения?
22. Опишите фазные изменения возбудимости ткани.
23. Что такое критический уровень деполяризации (КУД)?
24. Что такое аккомодация ткани?
25. Что такое локальный ответ и чем он обусловлен?
26. Следовой потенциал, его виды. Зависимость возбудимости от вида следового потенциала.
27. Опишите зависимость ответной реакции возбудимых тканей от силы, длительности и градиента действия раздражителя.
28. Закон «все или ничего». Поясните его физиологический смысл.
29. В чем заключается особенность ПД сердечной мышцы и чем это обусловлено? Какой физиологический смысл, на Ваш взгляд, имеет это явление?
30. Дайте определение понятиям: «электротон», «физиологический электротон», «физиологический анэлектротон».
31. Опишите клеточные механизмы возбуждающего действия постоянного тока.
32. Поясните, каким образом и как влияет постоянный ток на возбудимость ткани при замыкании цепи? При размыкании цепи?
33. Сформулируйте законы Пфлюгера.
34. Что такое анодный блок?
35. Что такое катодическая депрессия?
36. Как меняется хронаксия под каждым электродом при действии подпорогового постоянного тока?
37. Как изменится величина КУД под каждым электродом при действии подпорогового постоянного тока?
38. Как изменится возбудимость под электродами при действии очень сильного, длительного постоянного тока?
36. Как изменится возбудимость под электродами при действии подпорогового постоянного тока?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике)
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации